Департамент труда и социальной защиты
В столичных реабилитационных центрах дети с особенностями развития учатся общению
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
С начала года в реабилитационных центрах Москвы для детей с особенностями развития уже провели более 700 занятий, которые помогают развить коммуникативные навыки. Как помочь ребенку с ментальными нарушениями научиться общаться, рассказывают специалисты столичной соцзащиты.
Публикация «В столичных реабилитационных центрах дети с особенностями развития учатся общению» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У Анны Бычковой четверо детей. Паша, третий ребенок в семье, родился с синдромом Дауна. Когда сыну исполнилось три года, женщина оформила опекунство над годовалым Андреем, у которого тоже диагностирован синдром Дауна. Семья обратилась за помощью в Центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л. И. Швецовой.
«Мы приезжаем в службу ранней помощи раз в неделю сразу на несколько занятий. Обычно это ЛФК, дефектолог, музыка, социальный педагог. Я вижу очень большой прогресс в развитии детей. Когда приходим сюда, они ведут себя и говорят активнее. Андрюшка именно здесь научился ходить. И вообще для мальчишек служба ранней помощи – это очень позитивное место, связанное с хорошими воспоминаниями и приятным общением. Специалисты могут найти подход к каждому из моих ребят», – говорит Анна Бычкова.
Екатерина Сокова, учитель-дефектолог центра, хорошо знакома с обоими мальчиками. Сейчас этап активных занятий с младшим, Андреем, и специалист отмечает у малыша хорошую динамику. Он стал лучше концентрироваться и удерживать внимание, уже через несколько занятий спокойно отпустил маму в коридор, хотя сначала не хотел даже покидать ее рук.
«Наши специалисты помогают детям с особенностями развития приобрести практические умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Один из важнейших навыков – взаимодействие как друг с другом, так и со взрослыми. Общение – это своего рода ключик к значительному повышению качества жизни в дальнейшем. Именно поэтому навыкам и особенностям коммуникации мы уделяем много внимания», – подчеркивает Екатерина Сокова.
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 обучаются дети с ментальными нарушениями. На занятиях с педагогом-психологом ребята учатся общаться с помощью различных коммуникативных техник и арт-терапии. Одно из любимых занятий у них – сказкотерапия. Играя, общаясь и изображая героев сказки, дети учатся выражать собственные мысли и эмоции и слушать другого, пытаются встать на его место, понять его чувства. Кроме того, такой вид терапии развивает воображение, фантазию и мелкую моторику.
«Для ребенка с симптомами расстройства речи необходимо подбирать такой набор слов, который он сможет использовать каждый день. Я предпочитаю сначала расширять словарный запас через предметы и явления, которые окружают нас каждый день, – названия продуктов питания, игрушек, любимых мест. После к ним добавляется глагол, и получается первая фраза. Также очень важно помнить о том, что мамы и папы – самые близкие люди для своих детей. Поэтому важно обучать альтернативной коммуникации не только ребенка, но и родителей», – рассказывает Мария Сильченко, логопед Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово».
Важность и эффективность своевременных занятий со специалистом можно проиллюстрировать примером маленького пациента Дениса. У мальчика нарушена речь, он говорит неразборчиво, не выговаривает и пропускает согласные звуки. Денис хочет общаться, но его не понимают, и это вызывает самоагрессию.
На занятиях педагог сначала сопровождал свою речь жестами, указывал на предметы, о которых говорил, затем подключил карточки. Например, чтобы сказать «сейчас будем смотреть кино», он делал жест «смотреть» и показывал карточку «кино». Денис внимательно смотрел на педагога, повторял за ним и постепенно овладел навыками альтернативной коммуникации. Теперь он может в понятной форме сообщать о своих желаниях, и окружающие его понимают. В результате у мальчика снизился уровень тревожности, и выровнялось поведение.
Справочно:
Воспользоваться услугами службы ранней помощи могут московские семьи с детьми с особенностями развития от рождения до 3 лет. Для этого нужно оставить на сайте заявку, после чего с родителями свяжется персональный координатор, который будет на всех этапах сопровождать семью. Услуги предоставляются бесплатно в учреждениях Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
В системе соцзащиты Москвы 8 реабилитационно-образовательных и 10 реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте.