Оксана Шлык
Консультация для родителей учеников 1 класса «В помощь родителям первоклассников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей учеников 1 класса
1. Мотивация ребенка. Как достичь баланса между «хочу», «могу», «надо» и не испортить отношения с ребенком?
Нормально ли это?
- мотивация развивается по схеме «От внешней (раннее детство, дошкольный возраст) к внутренней (начальная школа и далее)»
- в начальной школе ребенок только начинает путь формирования внутренней мотивации. Обязанность взрослых – научить ребенка это делать. Внутренняя мотивация не возьмется из «ниоткуда», и не сформируется сама собой.
Публикация «Консультация для родителей учеников 1 класса „В помощь родителям первоклассников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Что делаем?
-формируем внутреннюю (истинную) мотивацию
Какими способами?
- личный пример внутренней мотивированности к большинству жизненных дел (и беседы с ребенком о том, как лично вы достигаете результатов, руководствуясь внутренними мотиваторами, избегание разговоров при ребенке о том, что вы делаете что-то руководствуясь внешними мотиваторами.
- регулярное совместное чтение вслух с последующим качественным обсуждением сказок и рассказов (А. П. Чехов, В. Одоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. В. Бианки, К. Паустовский). Примерные вопросы, который должен поднять взрослый в ходе обсуждения произведения (поощряя рассуждения ребенка) : «Как персонаж достиг желаемого?», «Зачем он преодолевал трудности?», «Хотел ли он преодолевать трудности?», «Зачем он все это затеял?», «Сложно ему было?» «Что он чувствовал?», «Кто принял решения о преодолении трудностей? Сам персонаж или его кто-то заставлял и предлагал вознаграждение за преодоление трудностей?», «Сразу ли он добился желаемого? Или несколько раз снова и снова пытался преодолеть препятствия?», «В одиночку ли персонаж действовал?», «Что персонаж получил в результате преодоления трудностей?».
- отработка внутренней мотивации в семейных условиях: избегание введения материальных поощрений за выполнение естественных, повседневных, необходимых самому ребенку дел и обязанностей, в том числе избегание материального поощрения за домашние задания (при этом, если без поощрения делать уроки не получается, то оно должно носить не материальный характер, и тоже должно быть связано со стимуляцией внутренней мотивации).
- ежедневные объятия, внимание и слова безусловной любви к ребенку «Я люблю тебя просто так, ни за что, просто за то, что ты есть!» (ни в коем случае нельзя использовать объятия и слова любви в качестве поощрения или отменять их, в качестве наказания).
- постепенное снижение количества просмотров мультфильмов, особенно выпускаемых современными западными кинокомпаниями и фильмов, не соответствующих возрасту ребенка, и замена этого вида досуга на другой.
- организация четкого режима дня ребенка (баланс между сном, учебой и разными видами отдыха, досуга, развивающего хобби).
- хвалите ребенка за успехи, и сочувствуйте неудачам. Не обесценивайте трудности ребенка, говорите ему: «Я вижу, что тебе сейчас сложно, я понимаю тебя».
- когда ребенок приходит из школы задавайте ему не только формальные, фактические вопросы (что ел? Какую оценку получил? с кем общался). Задавайте еще и открытые вопросы, стимулирующие ребенка на рассуждение, и рассказывание в первую очередь о новых знаниях и открытиях которые ребенок сделал на уроке. Стимулируйте ребенка на рассказ о внутренних ощущениях, впечатлениях от полученных знаний («Что тебе больше всего запомнилось сегодня?» «Что тебе показалось самым необычным, что тебя удивило?» «Почему?»). Удивляйтесь и рассуждайте вместе с ребенком.
2. Заниженная самооценка, неуверенность ребенка в себе, нежелание преодолевать трудности в учебе, страх неудач.
Нормально ли это?
- В начальной школе собственная самооценка у ребенка только формируется, и формируется она на основе внешней оценки ребенка значимыми взрослыми. Поэтому, важна адекватная оценка каждого поступка ребенка (и плохого, и хорошего, ведь в дальнейшем ребенок будет руководствоваться этими оценками оценивая сам себя. Очень важен правильный баланс между поощрениями и наказаниями, и адекватность применения наказаний.
Что делаем?
-формируем адекватную самооценку
Какими способами?
- ежедневные объятия, внимание и слова безусловной любви к ребенку «Я люблю тебя просто так, ни за что, просто за то, что ты есть!» (не используйте объятия и слова любви в качестве поощрения или их отмену в качестве наказания).
- хвалите ребенка за успехи, и сочувствуйте неудачам. Не обесценивайте трудности ребенка, говорите ему: «Я вижу, что тебе сейчас сложно, я понимаю тебя». Предлагайте вместе решить проблему. Пусть каждый выскажет свой вариант решения или несколько вариантов решения. Разберите вместе все варианты и выберите наилучшие. Рассуждайте. Пусть ребенок учится аргументировать свои варианты решения.
- окажите ребенку помощь, когда он просит о ней.
- будьте терпеливы.
- выберите дело или несколько дел, которые у ребенка получаются лучше всего. Развивайте ребенка в этих успешных направлениях. Постепенно, регулярные успехи в отдельных видах активности будут повышать самооценку ребенка и в других видах деятельности.
- используйте рекомендации адресованные к проблеме формирования «Внутренней мотивации» в полном объеме.
3. Взаимоотношения детей в классе, терпимость к особенностям других детей, уважение детей к личности другого человека.
Нормально ли это?
- Первоклассник попадает в новую организованную структуру, в модель социума, и присматриваясь к окружающим, понимает, что все дети и взрослые разные. Некоторые особенности могут быть ребенку непонятны, забавны или страшны. Дети, в силу возраста могут быть жестоки к таким проявлениям, и только взрослые могут привить ребенку терпимость к другим, целенаправленно работая над этим вопросом.
Что делаем?
- формируем терпимость к проявлениям и особенностям другой личности
Какими способами, методами?
- личный пример терпимости
- чтение книги, просмотр передач, знакомящих ребенка с различиями в человеческом мире (а после них, обязательно рассуждайте вместе об увиденном).
- ежедневные объятия, внимание и слова безусловной любви к ребенку «Я люблю тебя просто так, ни за что, просто за то, что ты есть!»
- постепенное снижение количества просмотров мультфильмов, особенно выпускаемых современными западными кинокомпаниями и фильмов, не соответствующих возрасту ребенка, и замена этого вида досуга на другой.
4. Проблема: ребенок начал обманывать
Нормально ли это?
В начальной школе, в психической и социальной жизни ребенка происходят значительные перемены, поэтому, упражняясь в социальном межличностном общении, он пробует в том числе такие варианты общения как обман. Обратить на это внимание следует обязательно.
Причины у детской лжи могут быть самые разные, и правильным будет начать с определения причин, для их устранения.
Рекомендации и направления развития:
Что делаем?
- разбираемся в причинах детской лжи для того чтобы владеть ситуацией и уметь повлиять на неё
Какие причины могут приводить к лжи?
1. Формирование самооценки пробуждает в ребенке желание нравиться взрослым любой ценой. Здесь может рождаться ложь, цель которой - скрыть от значимых взрослых свои промахи и неудачи.
2. Требования взрослых, не соответствующие объективным возрастным особенностям и возможностям развития ребенка рождают ложь, призванную защитить ребенка от разочарования родителей в нем
3. Воспитание ребенка в чрезмерной строгости, негибкости правил и мелочном контроле провоцирует ложь как защитную реакцию, для избегания очередного наказания.
4. Если ребенок слышит, что его успехи/неудачи могут повлиять на жизнь и здоровье близкого взрослого («Ты меня до инфаркта хочешь довести!», то он вынужден врать, чтобы не случилось то страшное, о чем ему говорит сам взрослый.
5. Часто дети фантазируют, потому что им не хватает безусловной любви и внимания. Таким образом, выдумав историю, ребенок обеспечивает себе внимание взрослого.
6. Ложь часто рождается в качестве защиты от чрезмерной и постоянной критики, отсутствия адекватной оценки его успехов и неудач.
7. Если ребенку запрещают плакать, стыдят за проявления слабости, пресекают попытки погрустить или громко посмеяться, не дают побыть в одиночестве, ребенок будет врать, чтобы угодить маме и папе. Он начнет скрывать истинные эмоции и ложь станет крепкой чертой характера.
Воспитатель:Шлык О. А.