Лидия Викторовна Рубайлова
Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»
▼ Скачать + Заказать документы
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?
До школы осталось совсем немного времени, один год? Вы наверное уже наслышаны, что современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих первоклассников. Речь является показателем интеллектуального развития ребенка, средством общения со сверстниками и непременным условием обучения в школе. На что обращают в первую очередь внимание при поступлении ребенка в школу? На речь ребенка, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребенка.
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников „Какой должна быть речь будущего первоклассника?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Красивая правильная речь у детей – явление сейчас очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький. Как вы переживали за его речь, ждали, когда он произнесет первое слово, когда начнет активно говорить. А сейчас, когда дети подросли, задумываемся ли мы о том, как развита речь ребенка, как правильно, логично он рассуждает? Вопросу развития речи наших детей нужно уделять пристальное внимание.
Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу:
Грамотной
Понятной
Выразительной
Осмысленной
Богатой
Чистой
Это идеал, а что же получается на самом деле? Наши дети мало проводят времени в обществе родителей (все больше за компьютером, у телевизора или с игрушками). Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Какие же это проблемы:
Речь односложная. Дети не умеют строить сложные предложения, используют в совей речи только простые предложения, состоящие из 2-3 слов.
Бедная речь. У детей недостаточный словарный запас. Дети не знают и слышат многих слов. Например: курткой они называют куртку, шубу, плащ, пальто.
Неумение задавать вопросы. Дети не могут сформулировать вопрос.
Неумение составлять рассказы. Большинство детей не способны построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать рассказ. А к школе это умение приобрести просто необходимо.
Невыразительная речь. Дети не умеют использовать интонации, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где- в быстром или медленном темпе, выделять главные слова.
Слова-паразиты в речи. Употребление нелитературных слов в речи – это сейчас не редкость. Запросто можно услышать такие слова, как блин, ну, а это все результат просмотра телевизионных передач для взрослых или просто подражание им.
Нарушение звукопроизношения. Это тоже одна из главных проблем в нашей логопедической группе.
Вот эти все нарушения устной речи могут привести к нарушениям письменной речи в школе и это может в значительной мере сказаться на успеваемости. Что же делать для того, чтобы этого не произошло?
Как можно больше беседовать с ребенком на различные темы. По дороге домой обязательно обсудите, как ребенок провел день в детском саду. На выходных постарайтесь как можно больше времени проводить с ребенком. Насыщайте их новыми впечатлениями, посещайте зоопарки, театры, цирк, прогулки в парк, лес. Обязательно побеседуйте о том, что ребенок увидел и услышал нового. Разучивайте с детьми стихотворения. Это способствует выразительности, тренирует память. Отгадывайте и загадывайте загадки. Это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление, обязательно нужно при этом спросить ребенка как догадался, почему. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную речь в развитии ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Упражняйте в пересказывании, составлении рассказов, придумывании сказок. Предложите игру «подбери рифму» - картошка-окошко, стакан-великан.
По дороге домой обсудите какой-либо предмет. Увидели дом – предложите игру «красивые слова». Дом какой? – высокий, низкий, кирпичный, деревянный, новый, старый.
За ужином поиграйте в игру «почему предмет назвали так?» Хлебница – в нее кладут хлеб, почему селедочница, солонка, сахарница и т. д.
По дороге из детского сада поиграйте в игру «какое слово убежало?» ( например: Алеша … на стол чашку,)
Что касается звукопроизношения, вы должны постоянно исправлять в речи детей те звуки, которые он уже может произносить.
Помните, что ваша речь должна быть образцом для подражания. Ребенок в первую очередь учится говорить у вас. Поэтому следите за своей речью, она должна быть четкой и внятной.
(Источник - интернет-ресурсы)