Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах столицы применяют методы эйдетики при работе с детьми с ограничениями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В особых семейных центрах столицы применяют методы эйдетики при работе с детьми с ограничениями здоровья
2243370-11 Перед Костиком на столе разложены разные предметы: кусочек меха, наждачная бумага, фланелевая тряпочка, веревка, палочки, гречка и фасоль в баночках. Мальчик внимательно изучает коллекцию. До некоторых предметов осторожно дотрагивается пальцем, другие смело берет в руки, а потом кладет обратно. Идет занятие с элементами эйдетики по развитию тактильных ассоциаций. Такой метод помогает сделать процесс запоминания любого материала более простым, интересным, творческим – в том числе для особенных детей. Подробнее об этом рассказывает воспитатель особого семейного центра «Дом Детей» Лидия Чернышева.
Публикация «В особых семейных центрах столицы применяют методы эйдетики при работе с детьми с ограничениями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
Эйдетика – это особая память через зрительные образы. Метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее запоминать материал. Она задействует все анализаторы: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые образы и ассоциации.
«Усваивая полезную информацию с помощью игры, ребенок не только получает положительные эмоции, но и запоминает необходимое. Подключая к процессу развития внимания и памяти слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения, активные движения и позитивные эмоции, можно добиться результатов», – объясняет воспитатель.
Использование приемов эйдетики в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – интересное и эффективное средство запуска психических процессов. Это обеспечивает развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных навыков и благотворно влияет на развитие ребенка в целом.
Играем и запоминаем
Как в несложных играх можно тренировать эйдетические способности?
«Исследуем предметы». Берем интересный предмет и начинаем его исследовать, проговаривая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, недостатков и пр.
«Отгадываем предметы». Загадываем предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребенок должен отгадать задуманное.
«Зрительная прорисовка». Допустим, мы учим цифры. Ребенку это дается тяжело. К контурам любого символа добавляются детали, и одним движением с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет. Например, шесть – замок, восемь – очки и так далее. То же самое можно проделать с буквами.
«Цветовые ассоциации». Здесь понадобятся карточки с различными цветами. Педагог показывает картинку с определенным цветом. Ребенок называет все то, что у него ассоциируется с ним. Например: желтый – солнце, цыпленок; голубой – небо, море.
«Звуковые ассоциации», или «Слушаем звуки». Берем разные музыкальные инструменты, пищалки-жужжалки, издающие звуки, знакомим ребенка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что и как звучит, и предлагаем отгадывать.
«Обонятельные ассоциации», или «Нюхаем запахи». По коробочкам раскладываем разные ароматные штучки: кофе, чеснок, лук, фрукты. Знакомим ребенка с источниками запахов поближе. Он, закрыв глаза, по запаху узнает, какой предмет спрятался в коробочке.
«Вкусовые ассоциации». Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их. Обычно они делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. Осязание развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивают еда и питье. Давая ребенку маленькие кусочки разной пищи, нужно побуждать его угадывать с закрытыми глазами, что он ест.
«Мы не ставим перед нашими детьми цель выучить таблицу умножения или освоить правила орфографии. Приемы эйдетики могут помочь в этом обычным школьникам. Наша задача дать возможность ребенку запомнить предмет и его свойства, сформировать у него более или менее уверенное знание о том, для чего необходим предмет. Это важно для коммуникации малыша и умения правильно выразить свои желания и потребности», – объясняет педагог.
Семьи с детьми могут принять участие в занятиях особых семейных центров при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований. Более подробную информацию можно узнать, позвонив по телефону в ближайший особый семейный центр. Контактная информация размещена на портале Мой семейный центр .
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.