Анна Сергеевна
Применение элементов песочной терапии на занятиях логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов, более позднее формирование словесно-логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Публикация «Применение элементов песочной терапии на занятиях логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Именно это делает работу логопеда по коррекции речи более эффективной. Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Для работы Вам понадобиться:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком.
Внутреннюю поверхность ящика необходимо окрасить в голубой цвет.
2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок,или кварцевый песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика.
3. Лейка с водой.
4. Фигурки для супервижена.
Неоходимо соблюдать пять важных шагов:
• Первый шаг —демонстрация песочницы
• Второй шаг —демонстрация коллекции фигурок (супервижен)
и выбор ребенком игрушки-героя
• Третий шаг —знакомство с правилами игр на песке ( Ритуал входа:ознакомление с правилами поведения в песочнице с помощью)
• Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. (Основная часть на логопедическом занятии может включать :
1. Развитие мелкой моторики
действия с песком,отыскать в песочнице предметы илиопределенный предмет; предметы с определенными характеристиками; прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем (пальцами, нарисовать ребром ладони или пальцем геометрические фигуры,рисование дорожек,заборчиков и так далее.
2. Развитие фонетической стороны речи (развитие фонематического слуха, автоматизиция и дифференциация поставленных логопедом или воспитателем звуков)
3. Работа над лексической стороной речи (расширять и активизировать лексику, обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами)
4. Работа над грамматической стороной речи (образовывание новых слов, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально-суффиксальным способом)
5. Работа над формированием фразовой речи (выстраивание диалога,сказки и т. д.)
• Пятый шаг — завершение занятия ( ритуал выхода: преведение песочеицы в первоначальный вид). Желаю успеха!