Елена Кондратьева
Проект «В гостях у гномов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Благодаря проекту «В гостях у гномов» ребенок получает общие представления о мире камня, его применении в жизни людей, полезных свойствах.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, повышения экологической грамотности.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их природный мир, проявить свою творческую активность, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Самый важный результат обучения на проектной основе - формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.
Вид проекта : Познавательно - исследовательский.
Состав участников: дети 5 - 6 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации: среднесрочный (август, сентябрь 2016 г.)
Характер содержания проекта : ребёнок - педагог - родитель.
Образовательная область: Экологическое воспитание.
Цель проекта : формирование у детей познавательного, практически-деятельного отношения детей к природным объектам, через реализацию проекта «В гостях у гномов».
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность;
• Создать условия для экспериментирования и опытов.
Развивающие:
• Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
• развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение;
• развивать творческие и коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;
• воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
• воспитывать умение работать в группах.
Проект рассчитан на реализацию принципов обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику проекта, через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности детей;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.
Целесообразность:
Педагогическая целесообразность данного проекта объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Проект разработан с учетом современных образовательных технологий:
- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, ОДРМ)
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)
- средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Минералы», энциклопедия «Камни», презентации и т. д.).
Критерии отслеживания результативности:
1. Сформированность представлений:
- о свойствах камней;
- об особенностях и внешнем виде;
- о пользе в природе и в жизни человека.
2. Умение обобщать собственный опыт работы в творческой деятельности.
3. Желание проявлять внимание и взаимопомощь.
Реализация проекта
Этапы Подготовительный
Основной
Заключительный
Экспериментальная работа Опыты, эксперименты
Работа с родителями Консультации
Участие в реализации проекта
Методы фиксации результатов опытно- экспериментальной деятельности Наблюдения, составление творческого рассказа о рассматриваемом объекте, включение в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения, натуральные объекты
Метод игрового обучения Опирается на принцип активности ребёнка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью ребёнка.
Ожидаемые результаты
Для детей:
• Знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида.
• Имеют представления о пользе камней в природе и жизни человека.
• Проявляют интерес к окружающему миру.
• Умеют наблюдать и экспериментировать.
Для педагогов:
1. Внедряет инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
2. Повышает теоретический уровень и профессионализм в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.
3. Совершенствует предметно – пространственную развивающую среду.
Для родителей:
• Активные участники проекта.
Продукт проекта Коллекция камней, творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям Бажова.
Содержание проекта
Этапы
Подготовительный этап
1. Составление плана проекта
2. Подготовка теоретического и практического материала в рамках проекта.
Основной этап
Интеграция образовательных областей
Содержание деятельности
Познавательное развитие
Беседы "Что мы знаем о камнях", "Простые и ценные камни".
Беседа: «Как камни нам помогают?»
Ситуативный разговор "Камень- друг, или враг?"
НОД с использованием ИКТ «В гостях у гномов».
Знакомство с профессией геолог,
Рассказ воспитателя о свойствах камней, внешнем виде, где, как и кто добывает камни.
Социально - коммуникативное
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней.
Показ презентации «В гостях у гномика Изумрудика».
Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах.
Драгоценные и полудрагоценные камни в ювелирных украшениях.
Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».
Физическое развитие
Знакомство с подвижными играми:
«Мы скалолазы»,
«Царь горы»,
«Найди свой камень».
Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка»;
И. Н. Рыжов «О чем шептались камни»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».
Братья Гримм «Беляночка и Розочка», С. Михалков «Три поросенка». «Почемучка» : Что такое подземные богатства? Разучивание пословиц и поговорок о камне.
Виды деятельности Содержание деятельности
Художественно-творческая
Поделки из камня, роспись камней.
Совместные работы родителей и детей с использованием камней. Лепка «Кольцо с драгоценным камнем».
Рисование мелками на асфальте.
Рисование угольком на белом листе бумаги.
Рисование простыми карандашами.
Игровая
Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Лото – камни»,
«Что из чего сделано»;
Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "Шахтеры".
Опытно-экспериментальная Игровые эксперименты:
"Какой камень тяжелее?"
"Пирамида из камней"
"Тонет-не тонет?"
Опыты:
"Выращивание кристаллов соли"
Трудовая деятельность Сбор и мытье камней.
Оформление в группе коллекции «Вот какие камни!»
Изготовление дидактических игр для младших дошкольников.
Заключительный этап
Презентация коллекции "Вот такие камни!"
Заключение
Знакомство с каменным материалом способствует эстетическому восприятию природы. Познавательный интерес воспитывает в детях любознательность, желание заниматься коллекционированием, узнать больше об интересных минералах и горных породах. В большинстве случаев для детей дошкольного возраста это практическое знакомство с коллекциями минералов, горных пород, ископаемыми остатками.
Во время экспериментов дети анализируют и делают сами выводы, определяя физические свойства каменного образца.
Они могут сами определить цвет, блеск каменного образца. Выполняют зарисовки с помощью графита. Ногтем царапают мягкие минералы. Могут проверить компасом магнитность камня.
Эти практические занятия настолько увлекают детей, что они готовы и дальше рассматривать и изучать камни.
Приложения. 1. ИГРЫ С КАМЕШКАМИ
1. Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу сначала в правую, потом в левую сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть три и более штук. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.
2. Та же игра, но дети камешки друг другу перебрасывают.
3. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх; быстро ладонью этой же руки стучит по столу, ловит брошенный камешек и перекладывает его в левую руку. Так он подбрасывает камешки один за другим, стучит ладонью по столу, старается каждый брошенный камешек поймать и переложить в левую руку.
4. Пять камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.
5. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, ловит его и перекладывает в левую руку. Так поочередно он подбрасывает все камешки, в левую руку перекладывает только те, которые поймал.
6. Четыре камешка ребенок рассыпает на столе, один держит в руке. Подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит брошенный вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола, старается поймать брошенный. Если камешек поймал, перекладывает его в левую руку. Выигрывает тот, кто первый заканчивает игру.
7. Пять камешков лежат в левой руке. Один камешек играющий подбрасывает, ловит правой рукой. Пойманный камешек кладет на стол. Подбрасывая левой рукой второй камешек, ловит его правой и кладет на стол. Игра заканчивается, когда один из играющих все камешки, подбрасывая и ловя таким образом, переложит на стол.
8. Камешки лежат на столе на небольшом расстоянии друг от друга. Играющий берет один камешек левой рукой, бросает его вверх, а ловит правой. Берет левой рукой второй камешек, подбрасывает его вверх, ловит правой. Так играющий, подбрасывая один за другим камешки левой рукой, ловит их правой, перекладывая на стол.
Вариант
Та же игра, но камешки играющий подбрасывает вверх правой рукой, а ловит их левой.
9. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы их удобно было брать. Играющий подбрасывает один камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз подбрасывает один камешек вверх, берет со стола другую пару камешков и ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок.
По договоренности на кон играющие кладут от 3 до 6 пар камешков.
Вариант
Та же игра, но камешки на столе кладут тройками.
10. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он кладет на стол, но в стороне от кона. Первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Игру но очереди начинает второй игрок, а первый дожидается своей очереди.
На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.
Варианты
1. То же, но играющие камешек подбрасывают правой рукой, а берут со стола и ловят брошенный вверх левой рукой.
2. То же, но со стола играющие берут по два камешка поочередно то правой, то левой рукой.
Указания к проведению игр с камешками
Играть в камешки дети могут в помещении, а в теплое время года на прогулке, но только за столом. Чтобы подолгу не ждать своей очереди, участников игры должно быть не более 5 человек, у каждого свои камешки
Начинать играть в камешки нужно с простых упражнений и, пока дети не научатся выполнять простые фигуры, переходить к сложным играм не следует. Один игрок уступает очередь второму, если ему не удалось выполнить очередную фигуру. Игру закончить можно по-разному: или когда один из играющих выполнит безошибочно все фигуры, или когда все игроки выполнят фигуры. Тот, кто выполнил все фигуры и не уронил камешки, самый ловкий из играющих.
По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры".