Ольга Петроченко
Конспект НОД «Увлекательное музыкально путешествие по временам года с использованием технологии синтез искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Художественно- эстетическое развитие»
Раздел Музыка на тему :
«Увлекательное музыкально путешествие по временам года с использованием технологии синтез искусств» в подготовительной к школе группе.
Подготовила музыкальный руководитель Петроченко Ольга Васильевна.
Публикация «Конспект НОД „Увлекательное музыкально путешествие по временам года с использованием технологии синтез искусств“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Цель: познакомить детей с временами года через интеграцию областей музыки, живописи, коммуникации, познания и художественной литературы,творчества.
Задачи:
- образовательная: расширять представления детей об окружающей природе; закреплять умения слушать и понимать характер музыки; снимать эмоциональное напряжение средствами музыкальных упражнений; закреплять умения выполнять танцевальные движения.
- развивающая: развивать мелкую моторику рук, умения различать эмоции, мелодии, тембры, характер музыки, чувство ритма (хлопками); продолжать работу над формированием певческих навыков у детей.
- воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу ; воспитывать любовь к музыке, живописи и литературе, любовь и бережное отношение к природе.
Тип занятия: интегрированное, музыкальное занятие
Оборудование и материал: компьютер,проектор,инструмент, шумовые инструменты, макеты (по временам года,семь стаканов наполненных водой по цветам радуги, настроенных по звукоряду,фланелеграф,музыкальный зал оформленный и разделённый на зоны по временам года.
Предварительная работа: Разучивание песни, танца, знакомство с шумовыми инструментами, приёмами игры на шумовых инструментах, изготовление пособий.
Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Декабрь», «Апрель» из цикла «Времена года», «Голубая птица» из балета «Спящая красавица»,«Полянка»р. н. т. ,«Зима- красавица» сл. С. Савенкова муз. Т. Тарасова, «Осень в лесу» сл. и муз. Л. Хисматулиной
Содержание:
Дети входятв зал змейкой под музыку и выстраиваются в полукруг.
Приветствие: (Валеологическаяраспевка)
М. Р:- Здравствуйте ребята!
Д :- Здравствуйте!
М. Р:- Как дела, ребята?
Д :-Хорошо.
М. Р:- Ребята, какое сейчас время года?
Д:- Зима!
М. Р: - Вам нравится это время года?
Д: - Да!
М. Р: - Почему?
Д:- Можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить из снега снеговиков.
Слайд№1 картинаИ. Демашов «Зима»
М. Р: Ребята,посмотрите на картину.
М. Р: -Какое это время года?
Д:- Зима.
М. Р: -Кого вы видите на картине?
Д:- Детей.
М. Р: -Что делают дети?
Д:- Катаются на санках, лыжах, на коньках.
М. Р: - А как вы думаете, почему зиму называют– красавица?
Д:- Потому, что вокруг белым бело, деревья укутаны в снегу, лёд на реке. Кругом очень красиво.
М. Р: Созвучна ли музыка с картиной? Можно ли назвать её зимней и почему?
Слушание: «Декабрь» фрагмент пьесы из цикла Времена года П. И. Чайковского.
М. Р:- Созвучна ли музыка с картиной, какая она по характеру?
Д:-Музыка лёгкая, изящная, весёлая, танцевальная. Подеё можно кататься на коньках. Картина передаёт радостное настроение от зимних забав.
М. Р: - Можно ли музыку назвать зимней и почему? Под её можно представит как кружится снег, красивую зимнюю природу.
М. Р: -А можно сказать, что это время волшебное. Зиму ещё называют волшебницей, почему?
Д:-Снег блестит и искрится, мороз на окнах рисует узоры, очень красивые снежки, всё как в сказке….
М. Р:-Зимой происходят чудеса, ведь Новый год и Рождество, это волшебные праздники, когда исполняются желания. Звучит музыка. Входит девочка с корзинкой.
М. Р: - Ой, ребята, кто это?
Девочка:
- Здравствуйте! Меня мачеха отправила в лес за подснежниками.
М. Р: - Так зима же на дворе?
М. Р: - Ребята, вы узнали эту девочку?
Д:- Да, она из сказки «12 месяцев»
М. Р: - Поможем ей ребята?
Д:- Да!
М. Р: - Идём с нами, мы вместе найдём подснежники. Для этого нам надо будет пройти через все времена года!
М. Р: - Какие?
Д:-Зима, весна, лето, осень.
М. Р: - Да, правильно и вернуться назад в детский сад!
М. Р:- А в дорогу с собой мы возьмём наше умение слушать музыку, петь, танцевать. Итак, ребята,в путь?
Переход под волшебную музыку,мальчики и девочки стоят напротив друг друга с противоположных сторонзала
Слайд №2картина Зимний лес
М. Р: -Вот ребята мы с вами в зимнем лесу. Красивоздесь? Можно сказать зима – красавица?
Д:-Да!
Звучит песня «Зима- красавица»
Исполнение танца «Зима – красавица».
М. Р: Молодцы ребята! Какой замечательный зимний танец вы станцевали для зимушки, но нам надо торопиться на встречу с другим временем года.
М. Р: - Каким?
Д:- Весной.
Переход под музыку стайкой.
Слайд №3картина И. Бакшева «В начале весны»
М. Р:-Вот она весна….
М. Р: - Ребята, что происходит с природой весной?
Д:- Природа просыпается, на деревьях набухают почки, ярче светит солнце и появляются первые цветы.
Лесная полянка-проталинка.
М. Р: - Смотрите, смотрите, весна оживает, на нашей поляне цветы расцветают. (Муз. рук. снимает белую ткань.)
М. Р: - Присядем ребята на проталинке.
Дети присаживаются на на подушечки вокруг полянки-проталинки.
М. Р: - Смотрите,какие они красивые наши цветы, какие нежные у них лепестки! Вечером, когда солнышко уходит спать, каждый цветок закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть только солнышко появляется на небе, цветки просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его тёплым лучам. Давайте сейчас представим, что наши нежные пальчики – это цветочные лепестки.
Дети повторяют за музыкальным руководителем движение его рук под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года»- «Апрель».
М. Р: - Наш цветочек ещё спит, его лепестки пока закрыты.
Пальчиковая игра «Цветки».
Наши нежные цветки Дети соединяют чуть согнутые ладони – «бутоны»
Распускают лепестки Разводят пальцы в стороны, запястья соединены – «бутон раскрывается»
Ветерок чуть дышит, Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет, Покачивают «цветком»
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки Соединяют пальцы рук – вновь перед нами «бутон»
Головой качают Покачивают «бутоном» вправо, влево.
Тихо засыпают Ладони сжимают в кулачки – «цветки спят»
Утром ранним все цветки Снова делают «бутон», постепенно поднимают его вверх – «тянется к солнцу».
Вновь распустят лепестки Разводят пальцы рук в стороны – «бутон расцвёл».
М. Р: - Ребята, какая весенняя проталинка с нежными цветами. Понравилось вам здесь?
М. Р: - Но мы идём дальше, нас ждёт следующее время года, а какое, мы узнаем с вами отгадав загадку?
Переход под волшебную музыку. Дети садятся на стульчики.
М. Р: - Сколько солнца, сколько света?
В гости ждёт к себе нас? …. (лето)
Слайд №4 картина И. И. Левитана «Лето»
М. Р:-Какое время года изображено?
Д:- Лето.
М. Р:- Почему вы так решили?
Д:- Мы видимлетний луг, на котором растё т много цветов: белые ромашки,голубые колокольчики,синие васильки и розовый клевер. Рядом с лугом колоситсяполе. Деревья зелёного цвета. Чистое голубое небо, лёгкие облака.
-Да, ребята, лето разноцветное.
Итак, мы на летней поляне.
М. Р: - А какие звуки мы услышим здесь?
Д:-Пение птиц, жужжание насекомых, шум леса, журчание ручейка.
М. Р: - А может ли это быть музыкой лета?
- Ребята, охарактеризуйте музыка лета? Какая она?
Д:- Весёлая,звонкая,радостная,яркая, цветная!
М. Р: -Вот взмахну рукою враз,
Краски явятся тот час.
(Открыть стаканы с цветной водой.)
Вот стаканы не простые,
музыкальные, цветные!
М. Р: На них можно сыграть цветную песенку, из цветных ноток.
(Демонстрация игры на стаканах)
Показ схемы мелодии на фланелеграфе.
М. Р: - Ребята, посмотрите на эту схему.
- Что здесь изображено?
М. Р: - Кружки.
- Одного цвета или разного?
Д:- Разные
- А какие здесь цвета? (семь цветов – семь нот)
М. Р: - Обратите внимание на размер кружков, одинаковые они или нет?
Д:- Нет. Маленькие кружки, короткие нотки. Большие –длинные.
М. Р: - Так вот, здесь записана мелодия одной песенки. Её можно исполнить на цветных музыкальных стаканах. Но прежде мы с вами её должны разучить.
М. Р: - Давайте прохлопаем ритм мелодии. Каждая цветная нотка соответствует цвету стакана. А сейчас мы с вами её сыграем.
Дети играют мелодию, записанную на схеме.
М. Р: - Получилась песенка?
М. Р: - А теперь ребята, давайте исполним инструментальную пьесу «Полянка».
Дети берут инструменты и становятся для исполнения.
Исполнение на детских музыкальных инструментахр. н. п. «Полянка»
М. Р: -Ребята, пока мы с вами играли, прошёл дождь, а после появилась радуга, такая же цветная как наши нотки.
Слайд № 5 картина А. Куинджи «После дождя. Радуга»
М. Р: И по ней мы отправляемся в следующее время года. В какое?
Д:- Осень.
Вот он наш радужный музыкальный мостик. Вспорхнём как птички и полетим.
Звучит фрагмент «Голубая птица» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского
Дети переходят через мостик подражая летящим птицам, выстраиваются в ряд.
Слайд№ 6картина И. И. Левитана Золотаяосень.
М. Р: - Вот и осень встретила нас.
М. Р: - Давайте подарим осени осеннюю песенку.
Исполнение песни «Осень в лесу»
М. Р: - Соответствует ли песня, еёхарактеризображению на картине?
Д:- Да
М. Р: - Какая песня по характеру?
Д:- Светлая, мягкая, задушевная, спокойная, мелодичная.
М. Р: - Какая осень изображена?
-Д: Золотая.
М. Р: - Какие краски использует художник в картине?
Д:- Жёлтые, красные, синие, зелёные.
М. Р: - Можно ли сказать, что тона этих красок спокойные, мягкие?
М. Р: - Настроение музыки и картины совпадают?
Д:- По настроению музыка и картина очень схожи.
- Это настроение светлое, бодрое.
М. Р: - Ой, ребята, какой ветер сильный!
(Звучитмузыка,фрагмент пьесы «Декабрь» и дети кружась вокруг себя вместе с муз. рук. возвращаются назад в детский сад)
Слайд№7 детский сад.
М. Р: - Как быстро пролетело время, мы даже и не заметили, как вернулись назад. Мы так увлеклись в путешествии, что забыли о подснежниках. Как же нам быть?
Муз. рук. обращает внимание детей на белоснежный сугроб.
М. Р: - А что это там за сугроб? Давайте подойдём поближе. Ну-ка подуем все вместе и сдуем снежинки.
Дыхательная гимнастика:
Набираем воздух через нос, а выдыхаем ртом медленно,сложив губы трубочкой. (Повторяют три раза)
Дети дуют и музыкальный руководитель снимает покрывало.
М. Р: - Смотрите- это весенние подснежники, давайте их соберём.
(Дети собирают подснежники и отдают девочке.)
Девочка:
- Спасибо, вы мне очень помогли. До свидания. (Уходит)
М. Р:- Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Понравилось оно вам?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Молодцы.
Релаксация:
- Вам было интересно? Какие эмоции вы испытали? Вам было радостно или грустно?
Музыкальный руководитель предлагает детям смайлики с весёлым и грустным выражением.
-Выберите для себя по своему настроению эмоцию. (Дети выбирают.)
Спасибо. Вы все старались.
До свидания.