Лилия Акчулпанова
Конспект ОД «Путешествие по временам года» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Организованной деятельности
«Путешествие по временам года»
Провели:
2019г.
Образовательная область: познавательное развитие (ведущая, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект ОД „Путешествие по временам года“ в старшей группе» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Продолжать формировать представление о чередовании времен года.
- Продолжать знакомить с разными способами образования слов.
- Продолжать учить связанно составлять рассказы по мнемотаблице.
- Учить устанавливать размерные отношения между предметами разной высоты
- Сформировать у воспитанников умение выразительно передавать образы, заданные в музыкальном произведении.
- Учить высказываться о характере прослушанного произведения, о темпе, о динамике его звучания.
- Систематизировать знания воспитанников о временах года, сезонных явлениях природы.
Развивающие
- Закрепить умение употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
- Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- Закрепить счёт в пределах 10.
- Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Развивать творчество, музыкальный слух, ритмическое и ладовое чувство, пластику, эмоциональную отзывчивость на музыку.
Воспитательные
- Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира;
- Воспитывать интерес к музыкальной культуре, к элементарному музицированию;
- Воспитывать желание импровизировать;
- Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Материал и оборудование: столы для детей, мультимедийная установка, презентация к занятию,подкладные листы, емкость для воды, опыта, одноразовые ложки, подставки для использованных предметов, поднос, набор для творчества «Первый снег», салфетки, большое облако из ткани, султанчики, листочки, карточки из дидактической игры «Солнышко и тучка», колокольчики, металлафон, маракас.
Предварительная работа:
- Наблюдение за изменениями в природе;
- Дидактическая игра «Времена года»;
- Слушание скрипичного концерта Антонио Вивальди «Времена года». «Осень» (фрагмент);
- Разучивание физминутки.
Ожидаемый результат:Умеют считать до 10. Умеют узнавать и называть время года. Имеют представления о сезонных изменениях в природе. Умеют отвечают на вопросы в зависимости от содержания. Умеют эмоционально воспринимают музыку. Умеют двигаются ритмично. Умеют высказываются о характере динамике и темпе прослушанных музыкальных произведений. Умеют слушать и воспроизводить заданный ритм.
Ход.
Дети входят в зал, звучит тихо музыка.
«Здравствуйте» песня-приветствие. Е. Житинская.
Муз. рук. : Я приглашаю вас в необычное путешествие по временам года. Сегодня мы с вами, с помощью нашей фантазии, полетим из одного времени года в другое.
Воспитатель: А, какие времена года вы знаете?
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Правильно.
Муз. рук. : А, как же мы попадем в эти времена года?
Дети: Можно отправиться в путешествие на машине
-Можно поехать на лошадке.
-Можно полететь на самолете.
Муз. рук. : Наверное, лучше полететь на тучке. Ведь, тучи бывают во все времена года. Ну-ка, давайте, нагоним тучки, сядем на них и полетаем!
Слушание «Шум ветра», упражнение на развитие коммуникации «Ветер».
М. Р:
Ой, вы, ветры – ветерочки,
Полуночные вихорёчки!
Полно, ветры, бушевать,
Друг за другом вам гонять!
Нас на тучки посадите
В зиму-зимушку перенесите!
Попевка-закличка «Туча»
Дети: Туча, туча, опустись пониже,
Чем туча ниже, тем к земле ближе!
М. Р. : Вот и перелетели мы с вами в зимний лес, спускайтесь с тучки на полянку.
Слайд № 1 «Зима»
Слушание. Скрипичный концертА. Вивальди «Времена года». «Зима» (фрагмент, переход к интерактивной доске.
М. Р. : Музыка композитора Антонио Вивальди помогла нам погрузиться в сказочный мир зимнего леса. Скажите, какая музыка по характеру?
Дети: Тревожная, печальная, грустная.
М. Р. :Правильно. А, как музыка звучит громко или тихо?
Дети: Громко.
М. Р. : Правильно. А, в каком темпе звучит произведение? В медленном или быстром?
Дети: В быстром. Правильно.
М. Р. : Вы сказали верно – музыка звучит тревожно, волнительно, она передает настроение зимнего леса.
Переход в зону «Зима».
Воспитатель:
Мы в волшебный мир попали
Мы тут раньше не бывали!
Полон сказок этот лес,
Очень много здесь чудес!
Воспитатель: Какое это время года?
Дети: Зима
Речевые игры (подбирать как можно больше прилагательных к существительным)
Итак первое задание подберите признак к слову Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная. Снег (какой) –белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. Снежинки (какие) –белые,легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. Сосулька (какая) –твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. Лед (какой) –гладкий, блестящий, холодный, твердый. Погода (какая).
Задание 2. «Подбери действие» (подбирать глаголы к существительным. Снежинки зимой (что делают). Лед на солнце (что делает). Мороз (что делает). Метель (что делает). Задание 6. Игра «Назови ласково».Снег —снежок. Лед —. Зима —. Мороз —. Метель —. Солнце —.
Задание 3. «Посчитай» (согласование числительного с существительным)Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок. ( Аналогично: снеговик, сосулька, горка, сугроб и т. д.)
Задание 4. Игра «Из чего —какой?» (образование прилагательных)
Горка из снега (какая) —снежная. Дорожка изо льда (какая) —. Погода с морозом (какая) —.
Задание 5. Игра «Скажи наоборот».Летом дни жаркие, а зимой —холодные. Летом небо светлое, а зимой —. Летом день длинный, а зимой —. Летом солнце светит ярко, а зимой —. Весной лед на реке тонкий, а зимой —. Снег мягкий, а лед. —. Одни сосульки длинные, а другие —.
Задание 6. Перечислить зимние приметы. Например, Кошка крепко и долго спит - к теплу. Кошка морду лапой закрывает - к метели. Ясное небо – к морозу. Звезды яркие - к морозу.
М. Р. : Ребятки, а мороз то вон как крепчает! Пробирает всё сильнее и сильнее! Не дадим морозу одолеть нас!
Речевая игра со звучащими жестами «Ты мороз, мороз, мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз (трём щёки)
Не показывай свой нос (грозим пальцем)
Уходи скорей домой (Топ топ)
Стужу уводи с собой! (Перекрёстные хлопки по плечам).
А мы саночки возьмём (Убыстряя темп, говорком).
И на горочку пойдём (Тепи-тепи-теп- мелкие шаги).
Сядем в саночки-самокаточки (Ух).
В снег пушистый-бух! (Хлопок по бёдрам).
Воспитатель: Ух ты какой сугроб, Ребята, скорее отряхивайтесь от снега. А какой снег?
Дети: Холодный, белый, липкий, скользкий.
Воспитатель: Ребята, а я знаю снег, который не холодный и не тает. Хотите, покажу, как можно сделать такой снег, который даже дома не растает и с ним можно поиграть дома. Хотите я вас научу делать такой снег?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вас приглашаю в нашу лесную лабораторию, где мы будем делать необычный снег. Давайте займём свои места (дети садятся за стол).
- Я вам предлагаю сделать горку из нашего, волшебного снега.
Воспитатель: порадовал нас сегодня зимний лес своей сказочной красотой.
М. Р. : Нам пора отправляться дальше в путешествие :
Звучит шум ветра
М. Р: Ой, вы, ветры – ветерочки,
Полуночные вихорёчки!
Полно, ветры, бушевать,
Друг за другом вам гонять!
Нас на тучки посадите
В весну-красну перенесите!
Попевка-закличка «Туча»
Дети: Туча, туча, опустись пониже,
Чем туча ниже, тем к земле ближе!
Слайд№2. Просмотр фильма «Весна». Слушание. Антонио Вивальди. Скрипичный концерт Антонио Вивальди «Времена года». «Весна» (фрагмент).
М. Р. : Ребята, вы, наверное, уже догадались, в какое время года мы попали? Правильно. Весна. А, какова по характеру музыка, изображающая приход весны?
Дети: Радостная, солнечная, улыбчивая.
М. Р. : Правильно. Мы с вами слушаем скрипичный концерт. Какие инструменты исполняют это произведение?
Дети: Скрипки исполняют это произведение.
М. Р. : А, какие музыкальные инструменты больше подходят по звучанию, чтобы изобразить весеннюю капель? (Показ колокольчиков, металлафона и маракаса).
Дети: Весеннюю капель можно изобразить с помощью колокольчиков и металлафона.
М. Р. : Правильно.
Воспитатель: В какое время года мы попали?
Дети: Весна.
Воспитатель: Давайте составим рассказ, про весну, с помощью картинок.
Слайд № 3. Составление рассказа про весну по мнемотаблице.
Дети: Настала теплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат веселые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зеленая травка. На деревьях набухли почки. С юга вернулись перелетные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.
Воспитатель:А, какая весна без сосулек? Ребята, какие бывают сосульки?
Дети: Холодные, длинные, короткие, толстые, тонкие.
Воспитатель: А, давайте мы посчитаем наши сосульки.
Игра с Палочками Кюизенера
Воспитатель: Предлагаю вам собрать сосульки от самой высокой до самой низкой. Сколько сосулек просчитайте. Сколько получилось у тебя? (Индивидуальные ответы). Амин посчитай нам в слух. А, теперь Вова ты посчитай сосульки в обратном порядке.
Воспитатель: Какая по счету у тебя зеленая сосулька?
Дети: третья.
Воспитатель: Индивидуальный опрос. Какая по счету сосулька находится между синей и зеленой?
Дети: Красная.
Воспитатель: А какая она по счёту?
Дети: Четвертая.
М. Р. Мы с сосульками так весело играли, но нам надо продолжать наше путешествие.
Звучит шум ветра
М. Р: Ой, вы, ветры – ветерочки,
Полуночные вихорёчки!
Полно, ветры, бушевать,
Друг за другом вам гонять!
Нас на тучки посадите
В лето жаркое перенесите!
Попевка-закличка «Туча»
Дети: Туча, туча, опустись пониже,
Чем туча ниже, тем к земле ближе!
Слайд 4. Просмотр фильма «Лето». Слушание. Антонио Вивальди. Скрипичный концерт Антонио Вивальди «Времена года». «Лето» (фрагмент).
М. Р. : Мы с вами прослушали фрагмент скрипичного концерта Антонио Вивальди «Лето». У вас в руках карточки, которые изображают солнечное, радостное лето, дождливое грустное лето и лето переменчивое. Выберите, пожалуйста, карточку, которая по вашему соответствует настроению музыкального произведения? Видите, как по- разному, мы воспринимаем это произведение. И каждый из вас, по своему, прав, лето может быть и дождливым, и солнечным, и переменчивым.
Слайд № 5 «Лето» (просто картинка с дорогой).
Воспитатель: Какая погода бывает летом?
Дети: Солнечная, жаркая.
Воспитатель: Как мы одеваемся летом?
Дети: Мы одеваемся легко, ходим в шортиках, юбочках, на голову одеваем шляпы, кепки.
Слайд № 6 «Чем мы занимаемся летом?» (Дети катаются на велосипеде, загорают, купаются)
Воспитатель: Чем мы занимаемся летом?
Дети: Купаемся, катаемся на велосипеде, загораем.
Воспитатель: А какой урожай мы собираем летом?
Слайд № 7 «Фрукты, ягоды»
Дети: Ягоды, фрукты.
Воспитатель: Какие ягоды и фрукты вы ведете на экране? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам сварить компот и варенье из этих фруктов и ягод
Слайд № 8 и Слайд №9 «Свари компот и варенье».
Воспитатель: Какой компот получится из малины?
Дети: Малиновый компот.
Воспитатель: Правильно. А какой получится из клубники?
Дети: Клубничный компот.
Воспитатель: Правильно. А какое варенье получится из яблок?
Дети: Яблочное варенье.
Слайд № 10 Интерактивная игра «Убери лишнее».
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Убери лишний предмет, который не нужен летом».
Воспитатель: Правильно. Хоть и хорошо летом, но нам пора в другое время года улетать.
М. Р: Ой, вы, ветры – ветерочки,
Полуночные вихорёчки!
Полно, ветры, бушевать,
Друг за другом вам гонять!
Нас на тучки посадите
В осень золотую нас перенесите!
Попевка-закличка «Туча»
Дети: Туча, туча, опустись пониже,
Чем туча ниже, тем к земле ближе!
Слайд 11. «Осень» (без музыки)
Воспитатель: В какое время года мы попали?
Дети: Осень.
Воспитатель: Скажите, что вам в осени нравится и что не нравится?
Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель: Если я назову, то что вам нравится осенью, вы хлопайте в ладоши, а если я назову, то что не нравится вам осенью, то вы топайте ногами, хорошо?
Воспитатель: Собирают урожай.
Дети: Хлопают.
Воспитатель: Часто идут дожди.
Дети: Топают
Воспитатель: Можно собирать красивый букет из разноцветных листьев и подарить его маме.
Дети: Хлопают
Воспитатель: Собираем грибы.
Дети: Хлопают
Воспитатель: Птицы улетают на юг.
Дети: Топают.
Воспитатель:По каким признакам узнали что это осень?
Дети: На деревьях листья желтые.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете почему листья желтеют осенью?
Слайд 12. Просмотр фильма «Почему листья желтеют осенью?».
Воспитатель: Вот почему листья желтеют осенью. Посмотрите сколько листьев нападало.
Муз. Рук: Ребята, такие красивые листья, давайте мы с ними потанцуем.
МРД. Хоровод «Осень» А. Авдотьева (Импровизация с листочками).
Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное путешествие. Нам пора возвращаться обратно в детский сад.
М. Р: Ой, вы, ветры – ветерочки,
Полуночные вихорёчки!
Полно, ветры, бушевать,
Друг за другом вам гонять!
Нас на тучки посадите
И обратно в детский сад, верните!
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Что запомнилось вам больше всего?
Дети: Летать на тучке. Делать снег.
М. Р. : Мне тоже очень понравилось летать с вами на тучках. Мы узнали много нового, наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.