Наталья Грачева
Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие по временам года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе.
Цель: Показать многомерность и гармоничность окружающего мира природы, отражающуюся в творчестве поэтов, музыкантов и художников;
Задачи:
- Расширять знания детей о музыке П. И. Чайковского;
- Познакомить с творчеством поэта А. А. Фета;
- Учить детей различать изобразительность музыки;
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия в подготовительной группе „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в движении, пении, игре на музыкальных инструментах
Ход занятия:
(Дети заходят в зал под музыку П. И. Чайковского «Вальс»)
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по разным временам года. А помогать нам в нашем путешествии будут великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. И великий русский композитор П. И. Чайковский. (Показать портреты). Начнём своё путешествие со стихотворенья А. А. Фета.
Фоном звучит «Октябрь» П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель :
Ласточки пропали, а вчера зарёй
Всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой.
С вечера всё спится, на дворе темно.
Лист сухой валится, ночью втер злится, да стучит в окно…
(Показ осеннего пейзажа.)
Музыкальный руководитель : 1остановка: в какое время года мы с вами попали? (Осень).
Музыкальный руководитель :Какое музыкальное произведение прозвучало? Чем вам нравится осень? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
- Какие звуки мы можем услышать осенью? ( ответы: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, льёт дождик, крик птиц улетающих на юг и т. п.) Молодцы, ребята, какие вы наблюдательные!
(Звучит вступление к песне «Осень, милая,шурши». М Еремеевой»)
Музыкальный руководитель : Ребята, что это за мелодия? Вы узнали? Да, это песня «Осень, милая,шурши». М Еремеевой»)
Мы исполняли ее на Осеннем празднике. Какая она по характеру? (Напевная, ласковая) Правильно, и петь ее надо напевно, четко пропевая слова. Давайте исполним песню.
(Звучит вступление к песне «Урожайная» Филиппенко)
Музыкальный руководитель : А что это за мелодия? Правильно. Это песня «Урожайная» Филиппенко. А почему она так называется? (Потому что в ней поется о сборе урожая)
А как вы думаете, не мешает ли песня сбору урожая? (Нет, веселая песня, помогает в работе и поднимает настроение.)
Песня «Урожайная».
(Дети садятся на стулья.)
Музыкальный руководитель : Продолжим наше путешествие. Давайте послушаем стихотворенье. (Показ зимнего пейзажа.)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Музыкальный руководитель : 2 остановка – это время года? (Зима).
Музыкальный руководитель : Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.). Какие ваши любимые развлечения зимой? (катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки).
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз…
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама, не откажешь,
А сама, наверно, скажешь
«Ну, скорей гулять!»
Музыкальный руководитель : - А нас с вами зима приглашает на весёлый русский праздник «Святки»
Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Сейчас я расскажу, как проходили святки на Руси, а сопровождать мой рассказ снова будет музыка П,И, Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь. Святки.»
(Слушание «Декабрь. Святки» П. И. Чайковского)
Показ презентации «Святки. Колядки»
Ведущий: .
В небе светится звезда,
В час святого Рождества…
Приходила Коляда,
Обходила все дома,
В двери, с окнами стучалась,
Шла смеялась и игралась…
А за шумной Колядой,
колядовщики гурьбой…
Все ликуют и хохочут,
песню громкую поют:
«Уродилась Коляда,
накануне Рождества…»
Вот так весело, задорно проходили святки на Руси.
Музыкальный руководитель : Наше путешествие продолжается.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(Показ пейзажа ранней весны)
Вы узнали это музыкальное произведение?
Музыкальный руководитель : 3 остановка – это время года? Весна.
Музыкальный руководитель : Чем отличается весна от других времён года? Что вы знаете о весне? (появляются сосульки, ручейки, лужи. Природа оживает, набухают почки,на деревьях и появляются листья.) Бегут ручьи, капают капели. А что такое капель? (Изображение сосульки)
А хотите узнать интересную историю о сосульке? Жила – была сосулька. Она была большая, длинная, очень красивая и блестящая, ледяная. Зимою сосулька звенела вот так: дзинь-дзынь-дзынь. Но вот пришла весна, и с сосулькой что-то случилось. Что же? Она начала таять и петь другую песенку. Как вы думаете, какую? Правильно, кап, кап, кап
А теперь попробуйте придумать свою песенку сосульки и сыграть ее на металлофоне.
Игра на металлофоне: музыкальная импровизация «Песенка сосульки»
Музыкальный руководитель :
Ребята, мы с вами говорили о том, что весной не только появляются сосульки, ручейки, но зацветают первые цветы. (Изображение подснежника)
Дети, на весеннем празднике вы исполняли танец с цветами. Давайте мы вспомним его.
Полька с цветами
Музыкальный руководитель : Молодцы. А какой это танец? (Полька)Да, это полька. Кто написал музыку к этому танцу? Какие движения мы использовали? (Боковой галоп, поскоки, до за до, кружение, пружинка)
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята! Продолжим наше путешествие. Давайте послушаем стихотворенье А. А. Фета
Фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Июль. Баркарола.» (Показ летнего пейзажа.)
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
Музыкальный руководитель
Вы, конечно, уже догадались какая 4 остановка. Это время года называется? (Лето.)
Музыкальный руководитель : Какое бывает лето? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное). Какое самое увлекательное занятие в летний жаркий денёк? (Купание.) Правильно, ребята. А вот наш знакомый А. А. Фет очень любил летом ловить рыбку…
Показ картины «Рыбалка».
Музыкальный руководитель :
…Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком,-
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Музыкальный руководитель : Лето приглашает нас поиграть в игру «Рыбак-рыбачок».
Подвижная игра «Рыбак-рыбачок».
Дети стоят в круг (они рыбки). Рыбак с «удочкой» (скакалкой) в руке стоит в середине круга. Дети, произносят слова: «Рыбак, рыбачок, поймай рыбку на крючок!». «Рыбак» проводит скакалкой по полу, под ногами играющих «рыбок», а те стараются подпрыгнуть, чтобы скакалка «Крючок» прошла под ногами. Как весело мы играли. И снова нас сопровождала музыка П,И, Чайковского. Вы узнали ее? (Камаринская)слайд
Дети садятся на места.
Музыкальный руководитель : Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло всё под солнцем цветёт
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима укрывает снегами поля.
И до весны вся уснула земля.
Музыкальный руководитель : Вот и закончилось наше путешествие по разным временам года. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и представим, что мы лёгкие пушинки, которые закружил волшебный ветерок и понёс по воздуху.
Фоном звучит «Вальс» П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель : Вот мы и оказались в нашем музыкальном зале, и наше путешествие закончилось. Что нового, интересного вы сегодня узнали. (Мы познакомились с творчеством поэта А. А. Фета
Услышали, как музыка изображает сосульки, ручеек, подснежник,
Природу.)
А что вам больше всего понравилось? (Картины, как мы пели песню. Какая песня вам больше понравилась? Напевно, ласково. Веселая,.)
Игра. А кто был самый ловкий)
Музыку какого композитора вы слушали?
- Какое произведение вам больше всего понравилось (Камаринская, поднее было весело играть
Понравилось вам путешествие? (Ответы детей).
Кто нам помогал в нашем путешествии? (А. А. Фет – русский поэт и П. И. Чайковский – русский композитор.) Правильно, ребята. И, конечно же, картины разных художников. Потому что мир природы – он многообразен, многомерен и гармоничен. Он всегда и во все времена находит отражение в творчестве художников, поэтов и композиторов. Ну, а я говорю вам до свидания, до новых встреч в мире искусства.