ирина ларина
Формы организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации образовательной деятельности –
это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.
Включает в себя:
Образовательную деятельность
Наблюдение в природе
Экскурсии
Практическая деятельность
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Досуги, праздники и т. д.
Рассмотрим основную форму организации – занятие (ООД)
Вступление. Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.
Давайте вспомним, как это делается.
Публикация «Формы организации образовательной деятельности» размещена в разделах
2 сл. Начнём с титульного листа.
Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:
Конспект
Организованной образовательной деятельности по (Область)
На тему: «….» для детей старшей группы.
Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.
В конце титульного листа, посередине пишется ваш посёлок (город, а ещё ниже год, когда написан конспект.
Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся; ставится кратко, лаконично, реально достижимо. Например: «Показать роль семьи в жизни человека» или «Познакомить детей с превращением воды в природе в весеннее время года». Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т. е. как мы будем выполнять эту цель. Задача – то, что требует исполнения, решения.
Задачи по отношению к цели являются и бывают:
1. Обучающими;
2. Развивающими;
3. Воспитывающими.
1. Образовательная:
– формирование представлений о…;
- углубление представлений о….;
- расширение представлений о…. ;
- обобщение представлений о….;
- систематизация представлений о….;
- закрепление представлений о….
2. Развивающая:
- развитие умений применять полученные представления на практике;
- развитие умений обобщать, систематизировать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;
- развитие мышления, памяти, восприятия и т. д. ;
- развитие умений наблюдать, слушать, рассказывать о результатах своей деятельности, действовать по образцу и т. д. ;
- развитие связной речи;
3. Воспитательная:
- воспитание нравственности, правил поведения в природе, уважительного отношения, любви к природе, бережного отношения, желание заботиться и т. д.
Предполагаемые результаты:
1. Образовательная задача – сформировали представления (знания);
2. Развивающая задача – развили умение;
3. Воспитательная задача – сформировали отношение…
Рассмотрим на примере:
Цель: закрепить знания детей о насекомых.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
• Учить рисовать, передавая особенности строения насекомого, выбирать сюжет.
• Закрепить технику рисования восковыми мелками.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать общую моторику, координацию движений.
Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т. д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т. п. цели и задачи занятия заменяют программное содержание.
В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить (насекомые, паук, ползающие, летающие).
Прописать материал:
Демонстрационный материал: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, письмо, зеленая скатерть.
Раздаточный материал: альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть.
Предварительная работа: беседа о насекомых, наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность детей, рассматривание иллюстраций.
Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.
Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:
1. Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.
2. Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.
3. Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.
После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия:
1. Организационный момент,
2. Основная часть (беседа по теме, физминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность детей, релаксация).
3. Итог, анализ детских работ.
Ответы детей в конспектах не пишутся. В конце конспекта пишется список литературы. (Например: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровай, М. А. Васильевой)
Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное и активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
В зависимости от количества участников наблюдение бывает трех видов:
1. Индивидуальные (один на один с ребенком)
2. Групповые (5-6 человек)
3. Фронтальные (целая группа)
В зависимости от поставленных задач:
1. Эпизодические (распознающие) – с целью формирования представлений о разнообразии объектов природы и распознавании их свойств, качеств и признаков (н-р: раздать веточки и рассмотреть их)
2. Длительное (проводится несколько раз) – способствует формированию представлений о росте и развитии растений и животных, а также сезонных изменениях в природе. Обязательно требуется фиксация результатов наблюдений (схемы, рисунки).
3. Итоговое (обобщающие) – с целью обобщения материала и подведения итогов.
Подготовка к наблюдению
1. Определение места наблюдения
2. Определение цели и задач наблюдения
3. Выбор объекта наблюдения
4. Продумывание и организация детей
Требования к организации наблюдения
1. Четко и конкретно поставленные цель и задачи;
2. Отбор небольшого круга представлений;
3. Соблюдение системности в наблюдении;
4. Использование различных приемов, которые способствуют умственной и речевой активности детей
Экскурсии (от лат- «поездка») - выход в природные условия с образовательной целью. Можно проводить, начиная со средней группы.
Экскурсии бывают трех типов:
1. вводные (предварительные) – предшествуют изучению материала. Целью является наблюдение и сбор материала.
2. Текущие (сопровождающие) – проводятся параллельно с изучением темы и целью конкретизации отдельных вопросов.
3. Итоговые (заключительные, обобщающие) – завершают изучение темы или раздела. Цель: обобщение представлений (старшая и подготовительная группа)
Структура экскурсии :
• Вводная часть : ознакомление с целью экскурсии.
• Основная часть : рассказ о намеченных объектах.
• Выполнение заданий.
• Занимательная часть.
• Заключительная часть (итоги).
• Продуктивная деятельность
Для проведения экскурсий должна быть специализированная подготовка воспитателя:
• Определение целей экскурсии и отбор содержания (исходя из программы и окрестностей).
• Определение маршрута (неутомительный, ср. гр – 30 мин, стар. гр. – 50 мин)
• Определение объектов экскурсии и содержание, которое должны получить дети.
• Определение последовательности экскурсии, мест для наблюдений и отдыха детей, а так же распределение времени по этапам.
• Подбор материала к экскурсии (загадки, стихи, игровые приемы и т. д.).
• Составление заданий для детей (заготовка и сбор природного материала).
• Подготовка экскурсионного снаряжения и оборудования (помогает хорошо пройти - удобная обувь, одежда, атрибутика, головной убор; помогает процесс сделать интересным – бинокль, ведерочки, савочки, пакетики и т. д.)
Практическая деятельность:
• Труд в уголке природы
• Труд в цветнике и огороде
• Трудовые десанты (собрать букеты из листьев и т. д.)
Исследовательская деятельность начинаем с
• Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни.
• Стимулировать любознательность
• Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Проектная деятельность:
В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты.
1. Исследовательских - привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Организовывать презентации проектов.
2. творческих – творческие проекты носят индивидуальный и групповой характер.
3. нормативных – это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.
В дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. Необходимо создавать условия для реализации детьми этих проектов, открытую атмосферу, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Необходимо регулярно выделять время для проектной деятельности.