Надежда Полянская
Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Что такое модель образовательного процесса?
2. Требования к составлению конспекта
3. Что такое развивающее обучение?
4. Требования к планированию образовательной деятельности
5. Структура образовательной деятельности
6. Три группы вопросов для анализа занятий
Образовательная деятельность будет иметь развивающий эффект только в том случае, если развивающий объект включается в активную деятельность и общение.
I. Модель образовательного процесса
Цель всесторонне развитие личности ребенка
Задачи обучающие
Публикация «Консультация для воспитателей „Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
воспитывающие
развивающие
здоровьесберегающие
Пед. процесс - специально организованное обучение
- совместная деятельность педагога и ребенка
- самостоятельная деятельность детей
II. В конспекте образовательной деятельности должны быть указаны :
Вид проведения
Форма (путешествие)
Тема
Цель здесь указывается, чему воспитатель хочет научить детей. Цель сходна по содержанию с обучающей задачей, но несколько шире.
Задачи дублирование не допускается (не должно быть 2 развивающих или здоровьесберегающих задач). Однако, здесь допустимо интегрирование задач (2 задачи совмещено в одной)
III .Развивающее обучение - это обучение, которое обеспечивая полноценное усвоение знаний, влияет на умственное развитие ребенка. Такое обучение базируется на принципах гуманно- личностной педагогики, которое включает в себя развитие через преодоление трудностей, социализацию и самореализацию ребенка.
Развивающая ОД – это форма обучения детей дошкольного возраста, при котором педагог организует с помощью продуктивных методов и других средств овладение знаниями, навыками и развивает умственные силы и потенциальные возможности ребенка.
Методы обучения – это совместная деятельность педагога и детей в процессе обучения.
По источникам знаний различают следующие методы:
Словесные
Наглядные
Игровые
Практические
По характеру учебной деятельности различают
проблемные, частично поисковые и исследовательские методы.
В ОД один из методов ведущий, остальные второстепенные.
Развивающая образовательная деятельность включает в себя систему заданий поискового характера. Новые знания и способы действия дети открывают в результате решения учебных задач, установление взаимосвязей. Педагог организует сравнение материала, анализ, помогает формулировать закономерности, а также применять полученные знания в различных ситуациях.
IV При планировании занятий необходимо соблюдать ряд общих требований:
1. Дидактические. Сюда входят:
- четкая постановка цели и формулировка образовательных задач;
- установление места конкретного занятия в системе занятий;
- определение содержания занятий в соответствии с образовательной программой с уровнем развития детей
- выбор рациональных методов, приемов, средств и форм обучения
- опора на принципы обучения, создание условий успешного обучения;
2. Организационные. Предполагают:
- наличие модели плана или конспекта ОД
- рациональное размещение оборудования и демонстрационного материала
- четкость проведения ОД (своевременное начало, максимальное использование каждой минуты, оптимальный темп, активное участие и творческая атмосфера).
3. Гигиенические
- температурный режим, проветривание, освещение, соответствие мебели росту детей
- предупреждение утомления
- соблюдение правильной позы каждого ребенка
- чередование видов деятельности
- соблюдение длительности занятий и отдыха между ними.
V Структура занятия
I часть- мотивационная часть (3-5 минут)
До средней группы - 3 – 4 минуты
После средней группы 4-5 минут
Включение ребенка в познавательную деятельность через проблемную ситуацию, игровую, «ситуацию успеха», дид. игру
II часть – открытие нового материала
Воспроизведение ЗУН, являющихся основой для открытия нового знания
Включение нового материала в систему знаний ребенка. Индивидуальная помощь.
В этой части не должно быть повторений правил техники безопасности, способов выполнения действий. Все это должно быть в первой части или в предшествующей работе. В конспекте не указывается инд. работа, а только перечисляются приемы возможной помощи. Целиковая деятельность детей не должна прерываться (например, на занятиях по изодеятельности) Здесь нужно планировать перемещение детей по группе. Например, в 1 части рассматривание около мольберта; во 2 части за столом и т. д.
III часть - итог (4-8 минут)
Фиксация в речи детей нового знания или способа действия, организация оценки и самооценки деятельности детей. Осмысление детьми собственных достижений. В младших группах оценка, начиная со старшей самооценка, оценка. Можно использовать символы
Солнышко улыбается - отлично
За тучкой – хорошо
Солнышко грустное - не очень хорошо
Тучка – плохо
5. Для анализа ОД используются вопросы 3 групп:
1 группа вопросов формулируется на основе программного содержания
- что нового мы сегодня узнали?
- чему научились?
- где мы это можем применить?
- можешь ли ты научить кого-либо делать также?
2 группа вопросов формулируется на основе формы проведения занятия
- зачем мы отправились в путешествие?
- для чего проводили эксперимент?
- зачем работали в мастерской?
3 группа вопросов формулируется на основе будущих занятий
- как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?
- что нам нужно узнать на следующем занятии?
(Давайте дождемся следующего занятия и узнаем, кто прав)