эльмира шамилова
Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Шамилова Э. Р. ,
воспитатель МКДОУ натальинский детский сад 4,
МО Красноуфимский округ
Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации
Здоровье свыше нам дано,
Учитесь, люди, беречь его!
ФГОС дошкольного образования ставит перед нами задачу охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольной организации.
Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании это формирование осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, развитие умения оберегать, поддерживать, сохранять его и накопление знаний о здоровом образе жизни.
Данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Причиной служит малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация. Но главная причина - та, что нас не научили нести ответственность за свое здоровье. Поэтому так необходимо еще в детском саду научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам.
Все это предполагает актуальность использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
В своей работе с детьми я применяю следующие здоровьесберегающие технологии :
• технологии сохранения и стимулирования здоровья.
• технологии обучения здоровому образу жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Подвижные и спортивные игры - проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
• Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
• Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
• Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Игровая оздоровительная гимнастика. Для профилактических целей мною были изготовлены массажные дорожки. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
• Физкультурные занятия. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
• Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Реализуя здоровьесберегающие технологи в работе с детьми, я также применяю нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы, поэтому оно никогда не бывает лишним. Применение данных пособий и оборудования при реализации здоровьесберегающих технологий вносит разнообразие в физкультурные занятия, гимнастику, спортивные соревнования, несет эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, игры. Такое оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Важная роль в вопросе укрепления физического и психического здоровья детей отводится семье, поэтому с родителями проводится определенная работа:
• Анкетирование, опросники;
• Родительские собрания;
• Индивидуальные и тематические консультации;
• Наглядно – информационные формы;
• Совместные физкультурные праздники и развлечения;
И, в заключении, хочу подчеркнуть, что реализуя здоровьесберегающие технологии, я смогла достичь следующих результатов:
• положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.
• повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
Реализация здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организацией позволяет решать цель развития физически развитой, творческой личности. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждой образовательной организации.