Вера Костомарова
Поручения одна из форм организации труда в дошкольном образовании
▼ Скачать
Трудовое поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой или требованием сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет и др.
Публикация «Поручения одна из форм организации труда в дошкольном образовании» размещена в разделах
Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания,которое он должен выполнить один или с кем - либо из своих сверстников. Поручить -значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так с другом для коллектива.
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретного определена задача.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения (реже-коллективные, маленьким подгруппам-двум-трем детям). Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные, характеру выполнения (индивидуальные или совместные, времени исполнения (кратковременные, эпизодические,длительные). Поручения помогут воспитателю постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что подать, подвинуть, поднять) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключаем элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого. Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трех видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки.
Трудовые поручения ребенок выполняет в течение дня довольно часто. Педагог в любое время может найти нужное и полезное дело как индивидуально каждому ребенку, так и всей группе детей в целом.
Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количеству детей к выполнению разнообразных поручений, детям младших групп преимущественно индивидуального характера. В средней группе детского сада поручения особенно распространены. В старших группах детского сада поручения продолжают играть существенную роль в трудовом воспитании детей, однако более важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатель привлекает детей к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных и к самообслуживанию. Особое место занимают поручения задания, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.
Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать. Это позволит лучше увидеть воспитательные задачи.
К первой группе можно отнести поручения, связанные с выполнением одного способа действия: подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять.
Вторую группу составляют поручения, которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности, дополнительные предметы или оборудование для труда.
В третью группу войдут поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: посеять, посадить, постирать кукольное белье и т п Получение результата связано с приложением некоторых усилий для запоминания временных понятий (утром, когда приходишь в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой).
Руководя выполнением детьми поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно.