Динара Жантимирова
Конспект по организации образовательной деятельности «Колесо истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по организации образовательной деятельности
«Колесо истории»
Доминирующие образовательные области : «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Возрастная группа: дети 6 - 7 лет.
Цель: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, в процессе формирования первичных представлений о казахской национальной культуре, о народах мира.
Задачи: Образовательные : формировать представления детей о казахской национальной культуре, о народах мира; обобщить и конкретизировать знания детей о национальных костюмах.
Публикация «Конспект по организации образовательной деятельности „Колесо истории“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Развивающие: автоматизации поставленных звуков в связной речи, улучшении дикции, темпа речи и совершенствование грамматического строя речи; обогащение речи образными выразительными средствами (синонимами); реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
Воспитательные: воспитание патриотических чувств; воспитание бережного отношения к культуре своих предков; ощущения чувства удовлетворения возникающего при участии в коллективной деятельности.
Предварительная работа: изучение национальных костюмов, приветствия на разных языках; изготовление альбома на тему «Семейное древо», рассказ о семейных традициях (совместная работа детей и родителей); заучивание народных пословиц, поговорок и скороговорок, заучивание с некоторыми детьми аттрибутов казахской культуры.
Работа над словарем: россияне, белорусы, украинцы, казахи, французы, итальянцы, юрта, домбра, тенге, тюбетейка, курпе, бесык.
Оборудование и материалы: специально оборудованная на территории ДОУ среда по теме НОД, тематически связанная с освоением образовательной программы : мини – музей, глобус, альбомы «Семейное древо», макет головного убора, заготовки узоров с восточным орнаментом, клей, макет «Колесо истории», ковер, мультимедийный экран, билеты в музей, веер «Зеркало настроения» (по количеству воспитанников, курпе, разрезные картинки с национальными костюмами., шарики «Су – джок».
Средства ТСО: мультимедийный экран, проектор, ПК с подключением к сети Интернет.
Ресурсы сети Интернет: https://www.youtube.com/watch?v=7geEytLWIg8&index=2&list=PLz85zoIMh6AtJ0mPCK3lklBI5xADDmZqz; https://www.youtube.com/watch?v=vbZ0NA6Gibc&list=PLz85zoIMh6AtJ0mPCK3lklBI5xADDmZqz&index=10 .
Виды детской деятельности в НОД : познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Используемые технологии: технологии развития интонационной стороны речи; технология развития лексико – грамматической стороны речи; технология обогащения и активизации словарного запаса; ИКТ; нетрадиционная логопедическая технология – Су – джок терапия; творческая технология, музыкотерапия.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Прием постановки целей и мотивации деятельности детей : посещение творческой мастерской, создание проблемной ситуации, возможность выбора конкретного решения, выполнения задания.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, рассказывание истории, создание проблемной ситуации, анализ, выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : комментирование, нетрадиционное техника Су - джок, самостоятельная работа детей.
4. Приемы поддержания интереса у детей: мини - музей, ситуация выбора, планирование, физминутка, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические приемы, решение проблемных задач, сравнительное описание, беседа с детьми, приемы саморегуляции.
Предполагаемый результат: ребенок обладает представлениями о казахской национальной культуре, о народах мира; проявляет инициативу и самостоятельность в продуктивной деятельности; сформирована положительная установка отношения к своей Родине, активно взаимодействует со сверстником и взрослым; развита воображение.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Части НОД Содержание Время
1. Вводная часть.
Учитель – логопед: Сэлямат – сыз ба, балалар! Здравствуйте, ребята! Вы заметили, что я с вами поздоровалась на двух языках. На каком языке я поприветствовала вас? (Ответы детей)
Учитель– логопед: Правильно, на казахском и на русском языке. Давайте рассмотрим ваши семейные альбомы, и вы поздоровайтесь на языке своих родных (Дети показывают свои семейные альбомы и здороваются на молдавском, казахском, дагестанском, украинском и русском языке.) 4 мин
2. Основная часть.
Учитель – логопед: Ребята, а что у меня в руках? (Ответы детей). Да это глобус. А какую страну я вам показываю? (Ответы детей).
Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).
Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности).
Посмотрите на глобус. Как много стран на ней. Как и у человека, у страны есть имя. Я предлагаю вам игру. Я буду называть страну, а вы её жителей.
Например: наша страна Россия, а мы живущие в России – россияне.
Белоруссия –
Украина –
Польша -
Казахстан –
(Ответы детей).
Учитель – логопед: Страны и её жителей вы знаете. А сейчас я посмотрю, как хорошо вы знаете национальные костюмы. На ваших столах лежат национальные костюмы с головными уборами. Вы должны к каждому костюму подобрать соответствующий головной убор, и назвать какой это национальный костюм? (Ответы детей).
Учитель – логопед: Посмотрите на меня ребята, вы, наверное, заметили, что я сегодня необычно одета. Как вы думаете, какой это национальный костюм. (Ответы детей)
Учитель – логопед: Правильно, на мне казахский национальный костюм. А как называется родина казахов? (Ответы детей)
Учитель – логопед: Да, это Казахстан. Мне хочется сегодня рассказать вам о культуре и быте казахского народа.
Колесо историй мы повернём,
И рассказывать о нём начнём.
Чтобы люди знать могли,
О делах казахской земли! (поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Казахстан»,
Казахстан – это наш сосед. Наш Светлинский район находится на границе с Казахстаном. А сейчас я вас приглашаю в домашний казахский кинотеатр для просмотра видеоролика о Казахстане (ссылка на видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=7geEytLWIg8&index=2&list=PLz85zoIMh6AtJ0mPCK3lklBI5xADDmZqz; https://www.youtube.com/watch?v=vbZ0NA6Gibc&list=PLz85zoIMh6AtJ0mPCK3lklBI5xADDmZqz&index=10).
(Дети проходят на палас и усаживаются на «курпе»)
Учитель – логопед: Мы посмотрели видеоролик о Казахстане. Скажите большая страна? (Ответы детей) А как можно сказать иначе, подберите похожие слова? (Ответы детей). А красивый Казахстан? (Ответы детей) А что для вас значит красивая страна? (Ответы детей)
Учитель – логопед: А чтобы еще больше познакомиться с культурой этого народа мы посетим казахский национальный музей. Но попасть туда не так просто. В музей зайдет то, кто расскажет пословицу, поговорку или скороговорку с использованием рисунка на обратной стороне билета. (Ответы детей).
Добро пожаловать в национальный казахский музей. Я ваш экскурсовод, а помогут мне Дарина, Жаслан и Маргарита. В музее представлены экспонаты, начиная с 16 века.
Маргарита: Обратите внимание на макет юрты. Юрта – это жилище казахов. Удобный и практичный дом. Выстроена в форме купола. Отверстие вверху служило для выхода дыма из внутреннего очага в холодный период года, а в летнюю жару – для освещения жилья. В случае переезда с места на место юрта очень быстро разбиралась (говорят, что казахская женщина может сделать это за полчаса).
Жаслан: Казахи живут в мире орнаментов, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой. Чапан - это мужская одежда вроде халата с поясом, сделанная из бархата и украшенная вышивкой. Мужчины носят также мягкие тюбетейки – это головной убор.
Учитель – логопед: Орнамент - это узор, состоящая из повторяющихся элементов. Орнаменты могут быть геометрическими, звездчатыми и растительными т. е. взяты из природы. Яркий представитель растительного орнамента - это восточный огурец. (Учитель – логопед показывает картинки)
Дарина: Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и вышитого бархатного жилета, шапочки или шелкового платка. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку- колпак - саукеле с пучком перьев на макушке. Посмотрите внимательно на узоры, которые украшают головной убор. Одежда с такими узорами сохранились и до наших дней, старейшины этой культуры одевают их на национальные праздники. (Учитель – логопед показывает альбом с национальными праздниками).
Учитель – логопед: А вот это музыкальный инструмент, который называется домбра. А на какой музыкальный инструмент он похож? (Ответы детей). Ребята, помогите мне и скажите, что такое тенге? (Ответы детей). Правильно, это денежная единица. Посмотрите, какая интересная колыбельная, которая называется – бесык. Давайте проговорим новые слова. (Дети проговаривают новые слова)
У казахов, как и у других народов, есть свои национальные игры – это казакша курес (казахская борьба, байга (скачки на большие дистанции – 25, 50 или 100 км). (Учитель – логопед показывает альбом с национальными играми). Ребята я вам предлагаю с играть казахскую игру «Тюулген орамал» - завязанный платок. Ведущий в центре круга держит в руке платочек, пока играет музыка, дети бегают по кругу, как только музыка перестает играть, один из участников срывает платочек. Кто первым сорвет платочек, тот и становится победителем.
(Дети играют в игру)
Учитель – логопед:
На этом экскурсия подошла к концу.
Пора отправляться назад в свою страну.
Колесо истории повернем
И в Россию попадем.
Чтобы впечатления остались надолго, и вы смогли рассказать о ней своим близким, я предлагаю вам разукрасить головные уборы для мальчиков. Вспомните, как она называется? (Ответы детей) правильно, тюбетейка. А для девочек - женский калпак – саукеле.
Тюбетейку и колпак предлагаю украшать.
Прежде чем нам приступать,
Будем пальцы разминать.
Массаж Су – Джок шарами /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Я вам приготовила узоры с восточным орнаментом и макет головного убора. Вам необходимо украсить головной убор, приклеивая понравившийся узор. Поработайте дизайнерами и создайте свой неповторимый головной убор. (Дети приступают к выполнению задания). А чтобы лучше работалось, я вам включу казахскую музыку.
Выполнение работ под песню «Саулем – ай» Исполнитель:Мейрамбек Беспаев.
3. Заключительная часть.
Ребята, мне очень понравились ваши работы. А вам? (Ответы детей) А чем они вам понравились? (Ответы детей) А какая работа вам кажется интересной? (Ответы детей) Я предлагаю ваши работы подарить музею, чтобы посетители любовались вашими работами и родители тоже. Им будет очень приятно среди музейных экспонатов увидеть ваши работы.
Зеркало настроения возьмите
И свои эмоции от нашей встречи покажите!
(Дети показывают свои эмоции)
Я тоже осталась довольна от нашей встречи! А еще я вам приготовила угощение – баурсак - казахс
ая национальная выпечка.