Светлана Серебренникова (Фортова)
Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях
Документы нормативной правовой базы
системы ДО
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);
Публикация «Новые подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях
Основные принципы ДО
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Сотрудничество Организации с семьей;
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Организация воспитательно –
образовательного процесса
Совместная (партнёрская) деятельность педагога с детьми;
Образовательная деятельность в режимные моменты;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность.
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Целевые ориентиры ДО
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,конструировании и др. ;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, кразным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувствомсобственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками ивзрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоватьсяуспехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувствоверы в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разныхвидах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разнымиформами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеетподчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать своимысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,владеет основными движениями, может контролировать свои движения иуправлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальнымнормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правил безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаетсясамостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями осебе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знанияи умения в различных видах деятельности.
Основные понятия
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
Предпосылки — в самом широком значении словасчитаются различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире
Занятие как специально организованная форма обучения
Структура занятия
Тема
Задачи образовательной области
Методическое обеспечение (демонстрационный материал…
Предшествующая работа (конкретизировать…
Словарная работа…
I часть
Вводная: Создание проблемной мотивации
Осмысление детьми проблемы в совместной деятельности через систему вопросов и заданий.
II часть
Основная: Создание ситуации выбора Опора на внутренние мотивы ребёнка КТО ХОЧЕТ?
Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, решение возникшего ранее вопрос проблемного характера. Умение работать в группах.
III часть
Итог занятия: Рефлексия
Подведение итога занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, акцент на позитивные личностные изменения в ребёнке, определение результата образовательной деятельности с детьми.
Памятка для воспитателя
I часть. Вводная: Создание проблемной мотивации
Задачи этапа: Постановка перед детьми проблемы. Включение педагога в решение проблемы «за детьми», «вместе с детьми», «следуя за ними».
Педагог в совместной деятельности постепенно, через систему вопросов и заданий подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановке проблемы.
«Проблемная мотивация»
(С. Г. Якобсон)
Типы мотивации на занятии
игровая (помощь игрушке) (для детей раннего и младшего возраста)
общение в условиях помощи взрослому «Помогите, я не могу в этом разобраться?», «А что будет, если я …», «Ребята, помогите мне понять почему….?»
тип мотивации – мотивация ЛИЧНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (инициатива детей) «Кто хочет?», «Что получится, если я сам сделаю?», «А может мы сделаем?», «Что я узнаю нового?»
II часть. Основная. Создание ситуации выбора
опора на внутренние мотивы ребёнка
Дети получают начальный опыт выбора в разрешении проблемной ситуации, обоснование выбора, самостоятельного (или с помощью педагога) Возможность выбора детьми:
• материала для занятия;
• задания по сложности;
• участников совместной деятельности
III часть. Итог занятия. Рефлексия. (использование различных форм рефлексии, открытый временной конец занятия)
Рефлексия – совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника
Формы рефлексии:
Закончить фразу: сегодня я узнал, было интересно узнать, было трудно выполнять, теперь я могу решать, я научился, у меня получилось, я смог, я попробую сам…
С помощью вопроса: Что нового узнали? Кому было трудно? Какое задание показалось наиболее сложным? Что понравилось?
Цветовая (при помощи фишек, звездочек и т. д. «мешочки знаний», «светофор», «дерево творчества»