Наталья Падерина
«Познавательно-речевое развитие детей до трех лет посредством организации современных форм совместной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача педагогов ДОУ - создание условий для сопровождения развития каждого ребенка, организация интересной, содержательной, развивающей познавательно-речевой деятельности.
Познавательное и речевое направление в ФГОС дошкольного образования рассматривается как основа для полноценного развития личности каждого ребенка, т. к. речь, являясь основным средством общения, сопровождает все виды деятельности.
Публикация «„Познавательно-речевое развитие детей до трех лет посредством организации современных форм совместной деятельности“» размещена в разделах
Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т. д. В работе с данной возрастной категорией, приходится сопровождать все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называть предметы, описывать события, ощущения, для того чтобы помочь малышу выучить новые слова.
Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ним. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Фронтальные формы работы со всей группой, построенные на речи, в этом возрасте малоэффективны. Поэтому в работе с детьми 2-3 лет по познавательному и речевому развитию организуем современные формы совместной деятельности :
Сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию:
• Параллельный разговор. Мы описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, мы как бы подсказываем слова, выражающие его опыт.
• Предлагаем повторить за воспитателем.
• Мотивация действий с предметами и объектами.
Искусственное непонимание ребенка: неточное выполнение просьбы ребенка, тем самым активизируя речевые возможности ребенка.
Слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций ( дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, повторяют знакомые действия при инсценировке) :
• Чтение с использованием ярких красочных картинок, побуждение к самостоятельному рассматриванию и «чтению», рассказывание стихов, потешек наизусть.
• Совместное проговаривание стихов, фраз и т. п.
• Чтение потешки в сочетании с движениями.
Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек:
• Обыгрывание небольших сюжетов из прочитанных произведений, сказок, стихов, песенок с помощью взрослых.
• Показ детьми настольного и пальчикового театра.
• Музыкальные игры, попевки, игра на музыкальных инструментах, элементарные танцевальные движения с подпеванием.
• Имитация движений.
Игры-забавы и игры-хороводы:
• «Весёлая логоритмика», Екатерина Железнова;
• Использование игровых песен, потешек, скороговорок, приговорок, музыкальных произведений.
• Совместные игры с заводными, движущимися игрушками.
Элементарное экспериментирование:
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
• Игры с водой, песком, крупами (манка, горох, фасоль, греча).
• Игры на выявление свойства предметов и материалов (с красками, бумагой).
• Игры на развитие анализаторов : слух, осязание, обоняние.
Наблюдение в природе:
• Наблюдение за трудом в природе; за деревьями, за листопадом, снегом, цветущими растениями и т. д.
• Элементарные трудовые поручения: собрать листочки, камешки, природный материал.
• Поделки из песка, снега.
Организация моментов радости (кукольные спектакли, праздники-сюрпризы и т. д.)
Для того чтобы, совместная деятельность была продуктивной и эффективной, немаловажную роль играет создание в группе полноценной развивающей среды, а также создание вокруг воспитанников благоприятной речевой среды. В нашей группе создана благоприятная развивающая среда, которая на наш взгляд способствует развитию всех психических процессов (вниманию, мышлению, памяти, речи).