Ирина Безрукова
Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи. Консультация для логопедов, учителей начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Безрукова И. Н., Бадмаева С. Г., Азангулова Н. И.
Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи.
(методическое пособие для логопедов, учителей начальных классов)
С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, а также с недостаточной сформированностью высших психических функций (ВПФ, которая может проявляться как изолированно, так и в комплексе, что ведет к значительному снижению обучаемости и усвоения материала. Трудности, возникшие в процессе школьного обучения, без своевременной квалифицированной коррекционно-развивающей работы, как правило, перерастают в хроническую неуспеваемость. Известно, что длительная неуспеваемость или отвержение новой социальной позиции способствуют формированию девиантных форм поведения, социальной дезадаптации детей, угасанию интереса к учебной деятельности.
Публикация «Игровые приемы в коррекции устной и письменной речи, Консультация для логопедов, учителей начальных классов» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Поэтому для преодоления трудностей в становлении личности детям, обучающимся в нашей школе, оказывается комплексная психолого-педагогическая и логопедическая помощь. Чтобы адаптация, обучение и коррекция были более эффективными, во все эти процессы привнесены элементы игры. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы. С другой, - решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Особенностью дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максимально развивать способности каждого ученика.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решать сразу несколько задач:
-развивать навыки планирования своей деятельности;
-создавать положительную мотивацию обучения;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать глазодвигательные функции;
- формировать графомоторные навыки;
- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
- расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков;
- повышать познавательную активность и работоспособность детей;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач определяет обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.
Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они сочетаются между собой. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды–победительницы и т. д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование.
В процессе подготовки и проведения дидактической игры каждый ученик должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Педагог обязан помочь ученику стать в игре тем, кем он может стать, показать ему самому его лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Успех в имитируемой ролевой деятельности вселяет у исполнителей веру в свои силы и возможности, вызывает желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое, важное.
При организации игры немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников).
Успех игры зависит также и от психологической атмосферы, от настроения детей в группе в данный момент. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.
Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком больших усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.
Внимание ученика во время дидактических игр обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда учащиеся, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает детей, то окажется, что учащихся интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у них чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается учеником более успешно, поскольку его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, он выполняет дидактическую задачу.
Учащиеся, попадающие на логопункт, имеют нарушения не только устной речи, но и письменной. Среди нарушений устной речи преобладают различные дефекты звукопроизношения. Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико-пространственных представлений, и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная акустическим нарушением.
В основе дисграфии, обусловленной недоразвитием языкового анализа и синтеза, лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слова - на слоги, слоги – на фонемы. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Поэтому особенно распространенным видом дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова.
У детей могут встречаться следующие ошибки:
• пропуск гласных;
• пропуск согласных при их стечении;
• перестановка букв;
• добавление букв;
• пропуски, добавления, перестановки слогов.
Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфиии
проявляются:
• в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами;
• раздельном написании слова;
• раздельном написании приставки и корня.
Недоразвитие оптико- пространственных представлений и замена букв
по принципу оптического сходства, а также искаженное их написание не связаны с состоянием устной речи ребенка. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную остроту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. Дети, у которых нарушены функции зрительного анализатора, имеют предрасположенность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.
Смешанный вид дисграфии, выраженный в нарушениях на почве языкового анализа и синтеза и кинетики, предполагает наличие ошибок языкового и кинетического свойства, их коррекция ведется параллельно друг другу.
Развитие оптико-пространственных Формирование навыков
представлений аналитико-синтетической деятельности
Развитие зрительного восприятия и Проведение схематического анализа
зрительного гнозиса, в т. ч. и буквенного предложений по словам, звукобуквенный
анализ и синтез
Уточнение и расширение объема зрительной Проведение схематического анализа
памяти предложений, уточнения количества слов
Формирование пространственного Уточнение звукобуквенного и слогового
восприятия и представлений состава слова
Развитие зрительного анализа и синтеза Уточнение звукобуквенного и слогового
слова состава слова
Формирование речевых обозначений зри- Составление предложений с использованием
тельно-пространственных отношений заданных слов,схематическое отображение
предложений
Дифференциация смешиваемых на письме Проведение анализа предложений по словам,
букв (изолированно, в слогах, в сло- слогового и звукобуквенного анализа и диф-
вах, в предложениях, в связанных тек- ференциации смешиваемых на письме букв
стах)
У учащихся как общеобразовательных, так и коррекционных классов появление кинетических ошибок в значительной степени может быть объяснено особенностями русской графики. И в печатном, и в рукописном шрифтах для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов, которые по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Ограниченность элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Например, в рукописном шрифте такие группы букв: г, п, т, р; и, ш, щ, ц, п, т; б, в, д, у, з и другие.
Многие из приведенных в списке букв отличаются друг от друга лишь разным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш; щ, ц, разным расположением их в пространстве (ш, т; в, д) или наличием каких-либо дополнительных элементов (и, ц; ш, щ). Поэтому не удивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв. Отсюда и возникают взаимные замены букв на письме. У большинства детей по мере овладения процессом письма такие буквенные замены обычно вскоре исчезают без применения каких-либо коррекционных приемов.
У детей могут быть специфические нарушения, не связанные с письменной речью:
• нарушения зрительного восприятия;
• неточность представлений о форме, величине, цвета;
• недоразвитие зрительной и слуховой памяти, пространственного восприятия и представлений;
• трудности оптического и оптико-пространственного анализа, позволяющего находить сходство и различие в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения;
• неточность тонких движений рук.
Эти нарушения будут влиять на овладение процессом письма. Без специальной коррекционной помощи количество ошибок кинетического характера останется прежним.
Неточность в изображении букв может выражаться в следующем:
• в недописывании элементов букв;
• в добавлении лишних элементов (у буквы ш или т может быть использовано 4 элемента вместо 3);
• в написании вместо нужного элемента сходного с ним (вместо последнего элемента у буквы н написан последний элемент буквы к);
• в неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг у другу.
Неточности в изображении букв у некоторых детей имеют очень устойчивый характер и не исчезают сами по себе, поэтому необходимо проведение коррекции.
Дидактические игры можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с учащимися. Задействованный в играх материал привлекает внимание детей и позволяет добиться более эффективных результатов.
«Буквы потерялись»
Цели: совершенствовать навык чтения, фонематического анализа; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.
Задание. Учащиеся получают карточки и за определенный промежуток времени подбирают гласные буквы так, чтобы получились слова на данную тему. (В данной игре может быть два уровня сложности.)
«Дикие животные»
Первый вариант
Т. ГР Б. Г. М. Т Ж. Р. Ф Л. В
Н. С. Р. Г Р. СЬ В. ЛК СЛ. Н
.Б. ЗЬ. Н. Л. С. Б. РС. К Х. М. К
В. ЛК Л. СЬ З. Ц М. ДВ. ДЬ Второй вариант
ТГР БГМТ ЖРФ ЛВ
НСРГ РСЬ ВЛК ЛВ
БЗЬН ЛС БРСК ХМК
ВЛК ЛСЬ ЗЦ МДВДЬ
«Месяцы»
Первый вариант
Д. К. БРЬ. НВ. РЬ Ф. ВР. ЛЬ
М. РТ. ПР. ЛЬ М. Й
. НЬ. ЛЬ. ВГ. СТ
С. НТ. БРЬ. КТ. БРЬ Н. БРЬ Второй вариант
ДКБРЬ НБРЬ ФВРЛЬ
МРТ ПРЛЬ МЙ
НЬ ЛЬ ВГСТ
СНТБРЬ КТБРЬ НБРЬ
«Инструменты»
Первый вариант
Т. П. Р П. Л. М. Л. Т. К Р. Б. Н. К
КЛ. Щ ДР. ЛЬ Л. М Щ. ПЦ.
ПЛ. СК. Г. БЦ. СТ. М. СК. Н. ЖН. Ц. Второй вариант
ТПР ПЛ МЛТК РБНК
КЛЩ ДРЛЬ ЛМ ЩПЦ
ПЛСКГБЦ СТМСК НЖНЦ
«Цветы»
Первый вариант
Р. З. .СТР. ГЛ. Д. Л. С Г. Ц. НТ П. Н
ГВ. ЗД. К. В. С. Л. К Т. ЛЬП. Н Р. М. ШК.
Н. РЦ. С. Д. В. НЧ. К Г. РГ. Н ФЛ. КС Второй вариант
РЗ СТР ГЛДЛС ГЦНТ ПН
ГВЗДК ВСЛК ТЛЬПН ПН
НРЦС ДВНЧК ГРГН ФЛКС
«Найди слово»
Цели: совершенствовать навыки чтения и деления слов на слоги; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.
Первый вариант
Задание. Быстро составить и четко произнести слова, выделяя ударный слог.
МЫЛОТОВАРКАСКАЗКАРТАНЦЫПКИ
МОРОЗАМОКРОТАРАНТУЛИТКАРЕТА
БИЛЕТЧИКСЫРОКРАСКАЛАСТАБУНТЫ
ПОБЕДАРЫСИЛАМПАРАДЫМКАРЕТА
БУРЯСКАЛАВАЗАГАРАЖАБАЖУРНАЛ
Второй вариант
Задание. Найти в строчках названия животных и подчеркнуть их.
ВОБЛУЖДЕНОСОКАНДИКЕНГУРУЖДАБАРСУКАНДАСЛОНУШНИКМОМЕДВЕДЬЯНИМКАДИКОБРАЗАТРОКНУТИГРАТОРЛИСИЦАДРОИСЖ
«Буквы заблудились»
Цели: развивать зрительное восприятие, расширять словарный запас.
Задание. Расставить буквы так, чтобы получились слова.
ЛОСТ, РЕСЛОК, СНУДКУ, АРТАКИН, ИВАДН
ПАЛМА, НАВНА, ЛОКЗЕРА, ГУТЮ, НОКО
ФЕТЕЛОН, ТУСЛ, РОВКАТЬ, ОДИАР, ЗАВАНЕКСИ
ОВКЕР, ЛОСТ, РЕСЛОК, СНУДКУ, АРТАКИН
«Кто где живет?»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом в.
Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.
Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». – «Где живет собака?» -«Собака живет в конуре». – «Где живет белка?» - «Белка живет в дупле». И т. д.
«Где карандаш?»
Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогами в, на.
Логопед:- «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом – в или на.
Логопед убирает карандаш в карман. Дети говорят: «В». Логопед кладет карандаш на стол. Дети говорят: «НА». И т. д.
Игра «Филлворд»
Цели:
• закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы;
• развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное восприятие;
• обогащать словарь.
•
Оборудование:
таблицы, внутри которых расположены поля 10*10 клеток, список слов для поиска.
Использование:
Логопед предлагает детям рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.
В начале работы лучше искать слова с помощью логопеда: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева-справа, снизу-сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).
Буквы Б, Д
п о б е д а д д у б
б д е б р и р д б б
а б а н д а о и е о
н б о б е д б к д д
д е б а р д ь о у р
е д б г а д а б и о
р р е и р б ь р н с
о о д н о с т а - т
л б л ю д ц е з - ь
ь б л о н д и н к а
Игра «Волшебное чтение»
Цели:
• развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;
• совершенствовать навык чтения;
• формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
• обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснять значения слов.
Оборудование:
карточки с черно-белыми картинками, похожими друг на друга.
Использование:
дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней нарисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнив состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).
Например: на карточке есть изображение матрешки, неваляшки, круга, солнца. Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.
Игра «Путешествие по предложениям»
Цели:
• развивать оптико-пространственные представления;
• совершенствовать навык чтения;
• формировать навыки языкового анализа и синтеза;
• активизировать слуховую память.
Оборудование:
таблицы с координатами (буквы и цифры сверху и слева, цветные кружки (по 8) для каждого ребенка.
Использование:
Логопед раздает детям таблицы, обращает их внимание на координаты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или их схематическое отображение).
В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив последовательность слов.
С Составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.
№1 1 2 3 4 5 6
А поспели в Гриша на Даша и
Б и свёклу Саша Антон срывает помидоры
В собирает овощи вёдра и кладёт в
Г огурцы ящик их грядках морковь кладут
Игра «Загадки времен года»
Цели:
совершенствовать зрительное восприятие (умение различать цвета);
развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (составление предложений из слов, закрепление знаний о предложении, его написании);
формировать грамматически правильную речь.
Оборудование:
таблицы 6*6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.
Использование:
логопед предлагает детям вспомнить очередность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому детям необходимо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Игра «Сложные слова»
Цели:
• закреплять знания о сложных словах;
• формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;
• обогащать словарь.
Оборудование:
таблицы-лабиринты со сложными словами, список слов для поиска.
Использование:
Каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать записанные внутри таблицы-лабиринта сложные слова.
Дети вспоминают (с помощью логопеда, что они знают о провописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверяя их с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.
Читая слова, дети определяют изх лексическое значение, пытаясь осознать его с помощью корней слова.
Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные, называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.
№ 1
с е н о к о с л и с
л о т о и с к а т т
о ы т г о р н о е о
з п с к а л о л л п
з о д х о д л ы ь а
о д о о к и а ж к д
в е в р а п з н р с
о л о д а с к и и н
л с й и г о н о в е
п е т ы п у т с о г
Игра «Родственники»
Цели:
• закреплять знания детей о родственных (однокоренных словах);
• совершенствовать навык чтения и аналитико-синтетическую деятельность;
• зареплять знания о частях слова, правописании безударных гласных (в том числе и в корне слова).
Оборудование:
Карточки с родственными (однокоренными словами, записанными без пропусков.
Использование:
Детям выдается игровая карточка. Догопед обращает внимание детей на то, что первое слово в карточке выделено жирным шрифтом, к нему подобраны слова, которые являются для него родственными, однокоренными, но эти слова записаны без пропусков. В каждом записанном слове дети уточняют его звукобуквенный состав, составные части (приставку, корень, суффикс и окончание).
В качестве варианта использования игры логопед может предложить составить предложения с заданными словами, уточнить правописание безударных гласных в корне слова и подобрать проверочные слова.
Лисалисичкалисицалисонькалисёноклисяталисийлис
Берегбережокнабережнаяприбрежныйбереговушкабереговойбезбрежный
правобережнаялевобережье
Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т. д. При помощи умело построенной игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся. Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.
Список использованной литературы
1. Н. П. Артюшенко. Игры в школе и дома. Томск. 1999.
2. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
3. У. М. Сидорова. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры – занятия. М., 2005.
4. О. Н. Яворская. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. М., 2010.
5. А. В. Ястребова., Т. П. Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М., 2007.
Авторы: Безрукова Ирина Николаевна, Бадмаева Светлана Гомбожаповна, Азангулова Наталия Игоревна.