Вера Курбанова
Всесторонний подход логопеда к недостаткам устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение и письмо – это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыке построения собственной речи и восприятие речи других людей.
Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты.
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ:
I. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ
II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
IV. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
V. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ
Публикация «Всесторонний подход логопеда к недостаткам устной и письменной речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
Изучение медицинской документации:
1. Медицинская карта или или выписки из неё специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога.
2. Обратить внимание на данные о родах и раннем развитии ребёнка, тяжёлых и хронических заболеваний (логопед помечает вопросы для обсуждения в личной беседе с родителями.
Изучение педагогической документации:
1. Характеристики педагогов.
2. Дневник в котором отмечаются результаты успеваемости и грамотность заполнения домашних заданий.
3. Изучение работ ребёнка: рисунки и его творческие поделки, которые предоставляют информацию о склонностях и особенностях личности ребёнка.
4. Рабочие тетради с домашними и классными работами. Для выявления затруднений на письме и сравнение качества работ дома и в школе.
5. Контрольные тетради с диктантами. Позволяют логопеду выявить состояние слухового восприятия.
6. Тетради для творческих работ-сочинений и изложений. Можно наблюдать проявления дефектов строения текста, лексико-грамматического недоразвития.
7. Тетради по. Можно обнаружить проявления недостаточности пространственных представлений.
Таким образом, изучение документации не только предоставляет нам прямые сведения о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка.
II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ (работа с ребенком).
Проводится в присутствии родителей. Содержанием диагностического этапа является проведение процедуры обследования речи ребенка. Это этап взаимодействия логопеда и ребенка, направленного на выяснение следующих моментов:
-какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
-какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
-характер несформированности языковых средств.
В ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ВХОДИТ:
1)Обследование речи дошкольников и школьников.
Начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которое может иметь диалогическую и монологическую форму. Соблюдается принцип от общего к частному и от простого к сложному.
2)Словарный запас.
3)Грамматический строй речи (объем запаса грамматических форм и конструкций, объем запаса грамматических форм при собственном высказывании и при восприятии чужого высказывания, адекватность использования грамматических средств в собственной речи и при восприятии.
4)Звукопроизношение.
5)Слоговая структура слова.
6)Строение и функции артикуляционного аппарата.
7)Фонематическое восприятие.
8)Блок заданий, направленный на изучение письменной речи и чтения.
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Задачи:
1)Интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты;
2)Для школьников к речевой карте прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками.
3)Логопедическое заключение:
-указывается структура дефекта;
-указывается первичным или вторичным являются речевые дефекты.
4)При возможности определяется клиническая основа речевой недостаточности.
IV. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
Прогностический этап – очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется:
основные направления коррекционной работы;решается вопрос об индивидуальном образовательном маршруте).
V. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
(беседа с родителями).
Информирование родителей является одним из сложнейших этапов, завершающих обследование ребенка. Этот этап проводится в виде беседы с родителями в отсутствие ребенка.
В процессе информирования родителей Вы должны сообщить им всю информацию, которую Вы получили в процессе обследования.