Мария Маршалко
Усвоение ребенком темпо-ритмической организации речи в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Овладение темпо-ритмической организации речи анализируют многие исследователи: Е. Ф. Архипова, М. Зееман, М. М. Кольцова, И. А. Поварова, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Ю. О. Филатова, Н. Х. Швачкин и др.
На ранних этапах речевого развития ребенка интонация появляется в предречевых вокализациях. Их основу составляет голосовая активность младенца, основанная на врожденных безусловных рефлексах. Поэтому овладение интонационной выразительностью речи рассматривается параллельно со становлением голоса ребенка.
РАЗВИТИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Публикация «Усвоение ребенком темпо-ритмической организации речи в онтогенезе» размещена в разделах
Первым и основным типом вокализации младенцев является крик. Крик новорожденного ребенка проявляется как врожденный безусловный, защитный рефлекс. Он обусловлен раздражением подкоркового речевого центра и свидетельствует о включении важной для жизни ребенка функции – дыхания.
М. Е. Хватцев отмечает, что крики младенца дифференцируются по тону, тембру, силе голоса, месту и способу образования, прерывности и продолжительности их звучания в зависимости от его «переживаний». Именно по крику мать узнает о состоянии и потребностях ребенка. В конце 1-го мес. жизни происходит изменение физических характеристик голоса ребенка. Благодаря ежедневным голосовым «тренировкам» резко расширяется звуковысотный диапазон, а в результате увеличения емкости легких и резонаторных полостей увеличивается интенсивность голоса и продолжительность фонации.
К 2-м мес. жизни продолжительность вокализаций постепенно удлиняется, мелодия становится интонационно развернутой. Е. Ф. Архипова отмечает, что именно в этот период крик ребенка становится более модулированным. Исследования, проведенные Р. В. Тонковой-Ямпольской, свидетельствуют о том, что процесс овладения интонационной системой языка начинается у ребенка на стадии гуления. В этот период ребенок как бы играет своим голосом. В этот период звуки гуления не несут смыслового содержания, а их появление вызвано потребностью ребенка в общении.
В процессе общения между матерью и младенцем, начиная с самых ранних этапов его жизни, обнаруживается сходство акустических, а значит ритмических, характеристик их голосов. Воспроизводимый матерью музыкальный ритм колыбельных, потешек, прибауток, благодаря своей простой и повторяющейся структуре, положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и создает основу для дальнейшего развития понимания и освоения родного языка.
На 3 – 4 мес. характер гуления изменяется: он становится более тягучим и приобретает различные интонации. После 3-х – 4-х мес. звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок бессознательно начинает подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне.
К 5 мес. ребенок узнает голос близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенную к нему; по-разному реагирует на знакомого и незнакомого человека, а характер издаваемых звуков и интонаций впоследствии все более опосредуется примитивными эмоциональными переживаниями ребенка. Постепенно на смену расцвета спонтанных вокализаций приходит лепет.
К 6 – 7 мес. лепет приобретает социальное значение. Так, при виде взрослого ребенок не только лепечет, используя различные голосовые реакции для привлечения их внимания, но и начинает прислушиваться к речи окружающих его людей.
К 6-ти месяцам малыш начинает сидеть, ритмично прыгает при поддержке взрослого, взмахивая при этом руками и сопровождая эти движения ритмически повторяемыми звуками. Важно отметить их взаимовлияние: ритм движений ускоряет ритм произнесения гласноподобных звуков, а позже фонем, и наоборот. Эти реакции являются началом дальнейшего развития повторных движений, свойственных ребенку второго полугодия первого года жизни. Л. С. Выготский полагает, что подражание играет существенную роль в онтогенезе высших форм поведения человека. Ребенок начинает понимать эмоциональную интонацию взрослых задолго до овладения словесным кодом. Поэтому основным носителем смысла речи в 7 – 8 мес. является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются теми или иными звуками.
В 8-10 месяцев одновременно с развитием общих движений в виде возможности стоять, делать шаги, держась за опору, начинает развиваться манипулятивная деятельность рук. Манипуляции с предметами ребенок осуществляет повторно и ритмично (похлопывание по игрушке, стучание предметом о предмет и т. п., причем их длительность постепенно увеличивается.
В 8,5-9 мес. лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Приблизительно к 11 мес. появляются активные лепетные цепи слогов, при этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука.
В возрасте 6-12 мес. ребенок усваивает ритм. Усвоение ритмической структуры слова предшествует усвоению ее слоговой структуры. Н. И. Жинкин отмечает, что дети до полуторалетнего возраста очень чувствительны к интонации. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Только потом все большее значение начинает приобретать звуковой рисунок слова.
Ритмическая структура слова усваивается в том языковом окружении, в котором находится годовалый ребенок. Как известно, минимальной структурной единицей русской речи являются слоги типа «согласный–гласный». Согласно Н. Х. Швачкину, в ходе речевого развития наличие пропусков безударных звуков в слове связано не только и не столько с несовершенством артикуляции звуков, а с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре.
В 5 лет интонационные возможности детей соответствуют взрослым. В связи с бурным развитием языковой, в первую очередь, лексической и грамматической систем, интонация постепенно уходит на второй план.
ВЫВОД
Таким образом, принадлежа к базовым структурам языковой способности, темпо-ритмическая организация речи первоначально начинает проявляться в предречевых вокализациях, на стадии гуления, а затем и лепета. Роль предречевых вокализаций в довербальный и «дограмматический» период очень велика. Она заключается в формировании коммуникативных умений, в построении первоначальной базы для развития семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Кроме того, характер интонаций в предречевых вокализациях способен отражать биологическое и психическое состояние ребенка, его деятельность и способность к коммуникации. В дальнейшем путем подражания – имитационно – ребенок учится перенимать все элементы звучащей речи, в том числе темп и ритм.
Литература:
1. Визель Т. Г. Афазии у детей
2. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста