Флюра Камалова
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.
Публикация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познава-тельных и коммуникативных и творческих способностей у детей.
Практически с рождения ребенок слышит от мамы потешки, колыбельные, сказки и др. В детском саду очень часто используются эти и другие жанры для развития и воспитания. Загадки, сказки, поговорки, считалки обогащают эмоции, развивают воображение, а также являются отличным образ-цом родного языка. Чтение потешки, в которой произносится имя ребенка, вызывает у него радость и желание её повторить.
Так, дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.
Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.
***
Сорока – белобока
Летела издалёка
К малым птенчикам,
К своим детушкам.
Детки малые пищат,
Есть хотят, пить хотят.
Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразова-ниям.
Пословицы и поговорки играют огромную роль в формировании ценностей у малышей. Они эмоционально очень насыщенны, и, соответственно, ребенок, чтобы постичь смысл сказанного, должен приложить определенные усилия, затрагивающие не только разум, но и чувства, что очень важно для нравственно-эстетического развития.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Поспешишь — людей насмешишь.
Задорные и зазывные заклички также привлекают внимание детей.
Ветер, тучки погоняй!
На дворе уж теплый май,
Рожь посеяли - растет,
Только дождик не идет!
***
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
***
Уж ты радуга-дуга!
Убери свои рога!
После дождичка грибного
Ждем мы солнышка родного!
***
Уж ты, солнышко, вставай!
Утро доброе встречай!
Одари теплом и светом,
Шлем поклон тебе за это!
Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, воспринимая их эмоционально. Речь ребенка окрашивается яркими эмоциональными красками.
Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные и созвучные слова:
Еж, еж, где живешь?
Еж, еж, что несешь?
***
Взяли мишку мы
Под мышки.
Показали мишке
Мышку.
Как шкодливого
Трусишку
Всполошила мышка
Мишку.
***
Саня
С Аней
Сделал
Сани.
Сани
С Аней.
Сани
С Саней.
Считалки тесно связаны с народной игрой. Она помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.
Заяц вышел погулять,
По тропинкам поскакать,
В ручейке воды попить,
А тебе сейчас водить!
***
Кошка с мышкою играла,
Мышка бегала, вздыхала,
Надо кошке угодить,
Кто устал - тому водить!
***
Дождик капает с утра,
Рада лужам детвора,
Промочили сапоги,
Я вожу, а ты беги!
Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о переносном значении слова. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивать умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления. Загадки можно учить ребят не только отгадывать, но и придумывать самим.
Зимой в берлоге спит
И немножечко храпит.
А проснётся — давай реветь,
А зовут его. (Медведь).
***
Красненькие крылышки
Черные горошки.
Кто это гуляет
По моей ладошке?
И о чем ты думаешь,
Черная головка?
Полети на небо!. (Божья коровка)
***
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами. (Месяц)
***
Пыль увижу — заворчу,
Заверчу и проглочу. (Пылесос)
Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи, дети учатся образовывать однокоренные слова.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону речи.
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
***
Баю-баю, баиньки
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят
Деткам спать велят.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
В более старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.
«Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап - инсценирование». В. А. Сухомлинский.
Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи - их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи – работа над формированием словаря.
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи раз-вития, и задачи образования каждого ребенка.