Нина Меркулова
Устное народное творчество в активизации речи детей
Устное народное творчество в активизации речи детей
Устное народное творчество-как сокровищница русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками:речевой,игровой,изобразительной,музыкальной. Историзм и народность-приоритет устного народного творчества. В любом самом маленьком произведении-будь то потешка,песня,сказка-высвечивается эпоха,быт,колорит национальной культуры. Ценность устного народного творчества заключается в том,что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Сказки,песни,потешки незаменимое средство пробуждения позновательной активности,самостоятельности,яркой индивидуальности. И действительно ласковый говорок прибауток,потешек вызывает радость не только у малыша,но и у взрослого,использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы,нежности,веры в ребёнка. Известно,что ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки,приговорки,подпевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша:вслушиваясь в слова потешек,в их ритм,музыкальность,он делает ладушки,приплясывает,двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет,радует его. Организует его поведение. Подпевки,приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения,которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию:колыбельные-успокаивают,весёлые-радуют,в них звучат любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей,обогащает их чувства и речь,формирует отношение к окружающему миру.
Публикация «Устное народное творчество в активизации речи детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому,маме,папе,не способен к общению с другими детьми,и поэтому находится в угнетённом состоянии. В этот момент необходимо как можно шире применять устное народное творчество в работе с детьми раннего возраста. Особенную значимость оно представляет впервые дни жизни малыша в детском учереждении. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем,отвлечься и успокоится.
Перебираю пальчики ребёнка и приговариваю:
Этот пальчик-дедка,
Этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-папенька,
Этот пальчик-маменька,
А вот и наши малыши.
Далее использую потешки<Ладушки-ладушки>,<Сорока-сорока>.
Вот такие маленькие фольклёрные шедевры,полные мелодичности и лиризма,помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Помогают в этом и игрушки. Сколько веселья вызывает у детей зайка,скачущий по комнате под слова потешки:
Скачет зайка маленький,
Около заваленки,
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Показывая игрушку курочку с цыплятами приговариваю:
Курочка-тараторочка,
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Показывая лошадку,приговариваю:
Еду,еду,
К бабке,к деду,
На лошадке,
В красной шапке.
Для того,что-бы дети умывались с удовольствием прибегаем к потешкам:
Ай лады,лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка,водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели.
Для одевания-раздевания:
Вот они-сапожки,
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Во время приёма пищи:
Ешьте кашку сладеньку,
Вкусную,пушистую,
Мягкую,душистую.
Колыбельные:
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашим малышам,
Спать велят.
Баю-баюшки баю.
Устное народное творчество даёт прекрасные образцы русской речи,подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком.