Ирина Мулатова
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к культуре
▼ Скачать + Заказать документы
"Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе". В детском саду, в решении целей и задач образовательной области "Социально-коммуникативного развития" нам помогает устное народное творчество.
Публикация «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к культуре» размещена в разделах
Устное народное творчество, веками впитывало в себя весь жизненный опыт и коллективную мудрость русского народа, а затем передавало их младшему поколению. Фольклор дает детям, самые главные и простые понятия о жизни, и о людях. Он отражает труд человека, его быт, взаимоотношения с природой и жизнь в коллективе. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение ко всему, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях. Детский фольклор делится на три группы. Произведения первой группы: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы -перевертыши. Второй группы: заклички и приговорки, игровые припевы и приговоры, считалки. Третьей группы: жеребьевые сговорки, дразнилки, поддевки, скороговорки. К малому фольклору относятся произведения: загадки, пословицы и поговорки, песни, былины, сказки. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают, успокаивают, доставляют радость («Баю – бай, ты собаченька не лай»). Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках» (известные «Потягунушки»). Потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками (известные «Ладушки», «Сорока»). Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Пословицы содержат мораль, выношенную многими поколениями: «Нет друга – ищи, а нашел - береги»; «Не спеши языком, торопись делом». Былины рассказывают о героизме богатырей, подают уроки служения родине и народу (известные об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче). Сказки. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку. Ведь животное в сказке должен определять для себя место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
Таким образом, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Знакомит детей с бытом, традициями, обычаями своего народа. С помощью фольклора осуществляется усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.