Екатерина Урядова
Установление партнерских отношений педагогов с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Установление партнерских отношений педагогов с родителями
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Такое участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому в детском саду необходимо создавать условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.
Публикация «Установление партнерских отношений педагогов с родителями» размещена в разделах
Установление и развитие партнерских отношений педагогов с родителями
В последнее время все чаще говорят о взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями. Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу. При решении проблемных ситуаций рассматриваются позиции и потребности каждой стороны, признается ценность и значимость участников взаимодействия. Родители и педагоги
становятся не на противоположных, а «на одной стороне баррикад» и вместе определяют задачи воспитания и обучения детей. Безусловно, партнерские отношения не возникают сами по себе. Их надо создавать, структурировать и проводить постоянный мониторинг их актуального состояния.
В литературе выделяют основные составляющие так называемой «формулы партнерства».
Формула партнерства, согласно Е. Д. Проскуряковой, состоит из:
уважения – признания ценности партнера и его мнения,
интереса к партнеру,
наличия общей цели,
диалога как формы контакта,
договора о взаимодействии,
понимания и соблюдения собственных прав и прав партнера,
разделения ответственности – принятия на себя ответственности за свои и действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия.
Без каждой из этих составляющих партнерство невозможно. Итак, разберем их более подробно.
Уважение к родителям. Уважение выражается в профессиональной позиции педагога, признающего достоинства личности, ценность и значимость партнера. Отсутствие уважения со стороны педагогов ведет к авторитарному взаимодействию с родителями. Такой педагог считает, что он лучше всех знает, как надо воспитывать и обучать детей, а роль родителей – строго выполнять его рекомендации. Невыполнение требований ведет к недовольству и гневу педагога, которые «выплескиваются» в разных формах и на детей, и на родителей. Часто за данным педагогическим поведением стоят стереотипы и страхи потери уважения и контроля над ситуацией.
Интерес к родителям выражается в стремлении педагога узнать потребности и особенности родителей во взаимодействии с ребенком, получить максимум информации, увидеть в общей массе родителей реального человека. Отсутствие интереса к родителям часто связано с восприятием родителей как объектов, а не субъектов образовательного процесса.
Наличие общей цели обеспечивает контекст взаимодействия. Если у педагогов и родителей нет общих целей, то и взаимодействие будет чисто формальным.
Контакт и диалог дают возможность общаться и прояснять позиции друг друга. К сожалению, родителями и педагогами намного чаще используются иные способы (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Приемы, затрудняющие партнерское общение
Прием Пример
Молчание, избегание общения с родителями «Им бесполезно что-либо объяснять! Они
ничего не хотят делать!»
Надежда на то, что родители сами догадаются, что
необходимо сделать «Что они сами не понимают, что надо просто
разговаривать с детьми?»
Разговор в приказном тоне «Вам надо лучше воспитывать ребенка! Я
еще раз повторяю, Вы должны обратить
серьезное внимание на поведение
ребенка!»
Демонстрация своего недовольства мимикой,
жестами, тоном, намеки «Когда Вы только начали ходить в сад, Вы
внимательно меня слушали?»
Использование детей для передачи
информации родителям «Передай своей маме, что тебе надо ходить
в чистых колготках!»
Упреки и критика родителей «Только у Вашего ребенка все время
отсутствует носовой платок! Все дети уже
выучили стихотворение, кроме Вашего
ребенка! Ваши дети совсем не знают стихи
Барто!»
Ни один из вышеописанных приемов не дает возможности эффективного решения проблем.
Договор с родителями может носить формальный и неформальный характер. Формальный договор (между родителями и образовательной организацией) прописывает предмет договора, права и обязанности сторон, его заключающих, сроки выполнения взятых обязательств, а также санкции в случае несоблюдения сторонами договоренности или способы компенсации. Как правило, в неформальной встрече педагоги стараются обсудить с родителями, как вести себя в сложной ситуации, сообщать о неудачах ребенка, какую информацию делать публичной и обсуждать с другими родителями и педагогами, а какую желательно оставлять приватной, и многое другое.
Понимания и соблюдение собственных прав и прав партнера. На первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как:
право на собственное мнение и собственный выбор,
право на информацию,
право на уважение,
право просить о помощи,
право получать признание и т. д.
Родитель, действительно, имеет право не передавать педагогам всю информацию о состоянии здоровья ребенка, медикаментозном лечении, наблюдении специалистов. Однако это может значительно затруднить понимание проблем в развитии ребенка и снизить эффективность психолого-педагогической помощи.
Распределение ответственности между педагогами и родителями.
Основными сложности во взаимодействии с родителями – это определение зоны ответственности педагогов и зоны ответственности родителей в воспитании и обучении детей. При непонимании этого происходит взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.
Перейдем к рассмотрению конкретных приемов общения с родителями, позволяющих развивать партнерские отношения.
Тщательно выбирайте темы для обсуждения с родителями воспитанников
Яркий и оживленный диалог можно поддерживать обоюдно интересной и приятной для собеседников беседой. Поэтому прежде чем поднять в беседе тот или иной сложный вопрос, постарайтесь расположить родителей к себе позитивной информацией.
Большинство педагогов в разговоре с родителями невольно переходят к монологу. Для того чтобы этого не происходило, желательно использовать разные вопросы. Какие же это вопросы? Открытый вопрос – это вопрос, на который существует множество ответов. На закрытый вопрос имеется достаточно ограниченное количество ответов. Например, вопрос: «В какие игры Вы играете с ребенком?» – открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть» : «Как часто Вы играете с ребенком?». Открытые вопросы обладают большей силой, чем закрытые.
Впервые начиная разговор с родителями, воздерживайтесь от выражения любых своих глубоких убеждений и взглядов. Решительные заявления могут отпугнуть человека, и он, возможно, не станет выслушивать Вас.
Определите, что в настоящий момент первостепенно, и не тратьте свое и чужое время на малозначительные детали.
Проявляйте искренний интерес к родителям воспитанников
Специалисты по общению отмечают, что при проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга. В диалоге с родителями этому будут способствовать вопросы, приведенные в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Вопросы, способствующие проявлению
искреннего интереса к родителям
Вопрос Пример
Позитивные вопросы «Как Вам удается так хорошо договариваться с ребенком?»
«Как Вы смогли выучить такое длинное стихотворение с ребенком?
Развитие темы «После чего ребенок начал плакать?»
«В какое время суток Вы читаете ребенку?»
«Какие игры ребенку наиболее интересны?»
Уточнения «Что Вы имеете в виду?»
«В чем именно Вам надо помочь?»
«Что конкретно Вам объяснить?»
Побуждение делиться
позитивными эмоциями «Вы гордитесь его выступлением на празднике?»
«Вам понравилось, как она нарисовала кота?»
Реакция на фразу: «Я не знаю….» «А как Вы справлялись раньше?»
«А что больше всего любит Ваш ребенок?»
«А как Вы его обычно переключаете на какую-нибудь
деятельность, когда он кричит?»
Вопросы, поднимающие настроение «Что говорил Ваш ребенок полгода назад?
Только фрагменты слов? Но ведь Вам есть чему
радоваться – еще полгода назад Ваш ребенок
говорил только фрагменты слов, а сейчас он
использует фразы!»
Проявлению искреннего интереса к родителям могут препятствовать коммуникативные барьеры (Коммуникативный барьер – психологические или иные препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению.). Перечислим некоторые из них:
Игнорирование собеседника.
Личные чувства, искажающие информацию.
Недоверие к побуждениям других.
Шум и другие помехи.
Различие в системе оценок и взглядов.
Недостаточная готовность к принятию информации, не совпадающей с собственными убеждениями и взглядами.
Действия, противоречащие сказанному.
Кроме этого, значительно затрудняют общение оценочные суждения и использование профессионального психолого-педагогического сленга.
Будьте внимательны к родителям воспитанников
Большинство людей любят говорить, и далеко не все – внимательно слушать. К сожалению, это касается и педагогов. Стремясь к внимательному общению с родителями, необходимо сосредоточиться на том, ЧТО они говорят, даже в том случае, если они не большие мастера ораторского искусства. Быть внимательными помогают приемы активного слушания. Рассмотрим подробнее каждый из приемов активного слушания (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Активное слушание
Поддержка родителей
Что хотим сделать? Яснее понять, о чем идет речь. Получить больше информации. Помочь увидеть другие точки зрения.
Как это сделать? Задавать вопросы.
Формулировать понимание сказанного, чтобы заставить говорящего продолжать объяснения.
Пример: «Когда он упал?»
«Почему Вы решили именно сейчас начать учить ребенка читать?»
«Как часто ребенок просится на горшок?»
Выражение понимания идей родителей
Что хотим сделать? Показать, что Вы слушаете. Показать, насколько верно Вы понимаете то, о чем идет речь.
Как это сделать? Выделять словами основные идеи и факты.
Перефразировать собеседника.
Пример: «Вы бы хотели водить в детский сад ребенка каждый день?»
Выражение понимания чувств родителей
Что хотим сделать? Показать, что Вы понимаете, что чувствует человек.
Дать человеку возможность переоценить свои чувства.
Как это сделать? Называть основные чувства говорящего.
Перефразировать собеседника.
Пример: «Я слышу сомнения в Вашем голосе».
«Мне кажется, Вас очень огорчает поведение Миши».
Обобщение услышанного
Что хотим сделать? Собрать воедино все идеи, факты, чувства.
Как это сделать? Повторить главные идеи.
Повторить главные чувства.
Пример: «По-моему, главное из того, что я услышала, это…»
Завершение разговора
Что хотим сделать? Продемонстрировать уважение к собеседнику.
Как это сделать? Выразить уважение к чувствам собеседника.
Выразить уважение к мыслям собеседника.
Пример: «Я очень ценю Ваше желание разрешить сложившуюся ситуацию».
Начинайте и заканчивайте общение с родителями воспитанников с улыбкой.
Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне. При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть родители, – Вашу теплую улыбку. Искренняя радость встречи сделает тон Вашего голоса располагающим и вдохновляющим.
Литература:
Материалы курса Л. И. Федоровой «Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образования». – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
Накамото Стив. Гений общения. Как им стать? – Питер, 2014.
Проскурякова Е. Д. Партнерские отношения : материалы тренинга. – СПб. : Лиона,2008. (Тренинги для тренеров).