Анжела Хасанова
Деловая игра с педагогами «Общение педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 22»
на тему:
«Общение педагогов с родителями»
Подготовил:
Социальный педагог
МКДОУ Детский сад № 22
Хасанова А. Д.
Дата проведения: 12.04.2017 год
Шадринск, 2017
“Если ты чувствуешь себя несчастным,
Публикация «Деловая игра с педагогами „Общение педагогов с родителями“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
первая твоя нравственная обязанность – никто об этом не должен знать. …
Найди в себе силы улыбаться”
А. С. Макаренко
Здравствуйте уважаемые педагоги, и наше сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с игры, которая называется «Волшебная шляпа».
Вам необходимо организовать круг, и пока звучит музыка, передавать шляпу (по кругу). Когда музыка останавливается, тот у кого сталась шляпа, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему рядом педагогу, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о человеке. Тот которому адресован «комплимент», должен принять и его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!
По окончании игры все возвращаются на места.
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона.
Именно взаимодействие, взаимосвязь являются одним целым, т. е. общение. Проблема общения педагога с родителями может решаться успешно лишь при условии высокой доверительности и взаимного уважения одной и другой стороны. А достичь этого не всегда просто: для этого необходимо терпение и заинтересованность, обаяние и авторитет личности воспитателя.
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить - Правило трех плюсов:
• Для того чтобы люди хотели с Вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она создает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для успешного общения.
• Имя человека - это самый важный фактор в общении. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть головой и сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!».
• В общении также необходимо использовать и косвенный комплимент, т. е. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого – ребенка. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке, что свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Игра - рефлексия «Нить единства»
Участники встают в круг и начинают передавать клубок ниток, и отвечают на вопрос: «золотое правило эффективного общения с родителями это….» (варианты ответа)
А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда, которая называется «И всё - таки игра» :
а н к е т и р о в а н и е
в
о с п и т а т е л ь
д
и а л о г
д е т
и
т
а к т
с
е м ь е
с
л о в о
о б щ и т е л ь н о с т ь
Вопросы к кроссворду:
1. Кто тесно взаимодействует с педколлективом, и по ФГОС является партнёрами? (родители)
2. Назовите один метод изучения семьи? (анкетирование)
3. Лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека? (воспитатель)
4. Как называется разговор между двумя людьми? (диалог)
5. Участники образовательных отношений? (дети)
6. Чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом? (такт)
7. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
8.
9. Что обеспечивает содержание общения? (слово)
Качество личности обеспечивающее коммуникацию? (общительность)
Вашему вниманию предлагаю опросник, который оценивает уровень коммуникабельности педагога с родителями.
Опросник «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит серьезная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ожидание из колеи?
2. Вам поручили выступить перед родителями с докладом. Вызывает ли это у Вас смятение и недовольство?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей ДОУ. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей», и что они разговаривают на «разных языках»?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас затруднение попросить кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов:
«Да» - 2 очка,
«Нет» - 0 очков,
«Иногда» - 1 очко.
Полученные очки суммируются, и определяется к какой категории педагог относиться.
30-32 Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, т. к. страдаете от этого больше вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общение с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя.
19-24 Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакта с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы не бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умете отстоять свою точку зрения, не навязывая при этом другому человеку. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддержать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В тоже время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей. Пытаетесь в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
4-8 Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать другом каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь высказаться. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка
и менее Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты. Вас отливают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит! Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Как Вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие!
Следующее наше упражнение называется «Назовите три самых»
Упражнение «Назовите 3 самых»
Педагогам необходимо по очереди отвечать на вопросы:
1. Назовите три самых ласковых слов ребенку?
2. Назовите три самых лучших слов выражения благодарности родителям?
3. Назовите три самых удачных слов приветствий родителям?
4. Назовите три самых хороших качеств личности ребенка?
5. Назовите три самых презираемых качеств человека?
6. Назовите три самых типичных замечаний детям?
7. Назовите три самых ценных на ваш взгляд качеств личности воспитателя?
8. Назовите три самых ценных качеств личности родителя?
9. Назовите три самых ценных по вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?
А напоследок хотелось бы закрепить наше мероприятие, и сделать общий коллективный коллаж.
Коллаж «Наш коллектив»
У нас имеется вот такой коллаж (нарисовано в центре только солнце, и нам с Вами надо его оживить. Педагогам необходимо нарисовать ладошки, вырезать, затем в центре ладошек нарисовать свое настроение. И приклеить на ватмане.
(на экране изображено «Горящий костер»)
звучит мелодия «Пение птиц»
Памятка для педагогов
Уважаемые педагоги, помните:
1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Таким образом, сотрудничество между педагогами и родителями зависит прежде всего от того, как складывается взаимоотношение взрослых. Родители и педагоги это воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
До свидания уважаемые педагоги!
Желаем Вам огромного терпения в нашей работе.
Список используемой литература:
1. А. В. Ненашева, Н. Н. Осинина: «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ»
2. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
3. Леви В. Л. Искусство быть собой.
4. Брошюра из серии «Популярная психология» : «Читаем человека как книгу».
5. Бороздина Г. В. Психология делового общения : учебное пособие. М. : ИНФРА-М,2000.-224с.
6. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 37-43.
7. Малкина – Пых И. Г. Справочник практического психолога. – М. :
8. Изд-во «Эксмо», 2005.-784с.
9. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР - М. : Педагогика, 1983. - С. 332,376.
10. Петровский, А. В. Психология: Учебник для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд. – М. : Академия, 2002.
11. Слаква С. П. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов/ под общей редакцией И. А. Рябовой, С. Н. Питулиной. - М. : Издательство «Экзамен», 2004.-160с.