Ольга Комарова
Построение партнёрских отношений между педагогами и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО прописывают основные принципы дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Педагог детского сада как никогда должен признать, что сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Публикация «Построение партнёрских отношений между педагогами и родителями» размещена в разделах
Воспитатель должен заострить внимание родителей на том, что дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять, какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать.
Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.
Сейчас педагоги ДОО должны стремиться, не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родителям предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает.
Исходя из всего сказанного, мы поставили перед собой цель :
Признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
привлечение родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников
. В своей работе мы используем следующие принципы взаимодействия с родителями :
Единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания ребёнка;
Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
Дифференцированный подход к каждой семье;
Уважение и доброжелательность друг к другу;
Открытость дошкольного учреждения для родителей;
Равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОУ.
Использование в своей работе традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволило нам организовать содержательную и целенаправленную работу.
В работе с родителями я использовала активные формы и методы:
Традиционные:
родительские собрания,
консультирование, анкетирование родителей,
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,
праздники,
дни открытых дверей,
оформление информационных стендов.
Нетрадиционные формы общения с родителями :
презентация группы,
участие в проектной деятельности
выпуск тематических журналов,
занятия с участием родителей,
участие родителей в творческих конкурсах,
досуги.
. Родительские собрания - одна из основных форм работы с семьей. Для того, что бы вызвать у родителей интерес к детскому саду недостаточно провести простое родительское собрание, поэтому собрания мы проводим в нетрадиционной форме. С помощью компьютерных презентаций мы рассказываем родителям о проведённых групповых мероприятиях, о достижениях наших воспитанников. Что бы создать атмосферу уюта и тепла, снять напряжение после обсуждения различных проблем, для нас стало традицией завершать собрание показом мастер – класса. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, мы постоянно выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают нам в совместной работе.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей мы используем рубрику «Наша жизнь в детском саду», где помещаем материал дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду. Совместно с родителями оформили газету «Мой зелёный огород», альбом «Как я провёл лето». Родители помогали нам оформлять выставки совместного творчества «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «По сказкам В. В. Бианки», фотовыставки «Моя дружная семейка», «Я и осень». Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Консультации, папки – передвижки, оформляем так, что бы привлечь внимание, что бы содержание было интересно родителям. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
В группе проведены:
праздники «В гостях у осени», «День матери», «8 Марта», «Масленица», «Новый год»; «День земли».
Досуг «Что умеют наши мамы»;
«Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком);
совместные проекты «Снег – полезный или вредный», «Дикие животные наших лесов», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Семья».
празднование дней рождения (ежемесячно,
спектакли «Потеряли котятки», «Под грибком», «Репка»
экскурсия с родителями в музей «Русский быт».
Тесный контакт ребенка с родителями, эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции. Поэтому мы решили провести досуг «Что умеют наши мамы». Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут. Мамы гордились своими детьми, дети увидели своих мам - рукодельниц, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Мы стараемся провести праздники так, что бы они были яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Происходит становление детско-взрослого сообщества.
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые. Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений, обязательно расскажут родителям о поздравлениях ребят.
В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны.
Совместно с детьми родители участвовали в проектной деятельности, созданы книжки - малышки, пальчиковый театр, игрушки для театрализованной деятельности, дидактические игры. альбом «Зима», руками родителей оформлен «Мини – музей». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Наши родители принимают активное участие в конкурсах, фотовыставках детского сада. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками родителей : «Уголок природы», «Уголок дежурства». «Уголок примирения».
Родители нашей группы всегда откликаются на просьбы воспитателей, совместно с родителями проводим уборку территории. Такая работа, в неформальной обстановке сближает родителей и педагогов, они лучше узнают друг друга.
С целью расширения возможностей организации эффективного общения педагогов с родителями мы используем Интернет-ресурсы, создание сайта нашей группы «Непоседы», где, родители могут узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в группе событий.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Мы используем такую форму работы с родителями, как «Родители - детям», где родители рассказывают о своей профессии.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями, при использовании нетрадиционных форм работы, позволило нам решить те задачи, которые мы перед собой поставили. Работа продолжается.