Папки-передвижки

Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики

Нина Владимировна Ковпачук
Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. предлагают планирование учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогике, где рассмотрены вопросы: каким должен быть план учебно-воспитательной деятельности в детском саду? Как определить цели и задачи работы? Как соотнести программные требования с ними? Что является системообразующим стержнем в организации учебно-воспитательной деятельности? как учитывать индивидуальность ребенка?

Публикация «Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики» размещена в разделах

На эти и другие вопросы можно найти ответы в народной педагогике, ибо она позволяет учесть местные особенности, регионально-национальные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира.

Понятно, что всю народную педагогику невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада, ибо многое в ней уже определено стандартом Программы воспитательной работы, имеются сложившиеся традиции в педагогическом коллективе и т. п. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.

Одновременно эта усовершенствованная на народной педагогике учебно-воспитательная система должна обеспечить формирование национального самосознания личности ребенка и через это – возрождение наций и народов. В этом и состоит одна из важнейших социальных функций и основных целей обучения и воспитания в современных условиях.

К сожалению, вопросы использования идей народной педагогики в воспитательном процессе разработаны недостаточно, как и использование их в воспитании детей в семье.

Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции.

Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. считают, что важным компонентом народной педагогики, используемым в детском саду, является народная игра. В отличие от праздника, игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.

Для детей в детском саду игровая деятельность имеет особое значение. Через нее ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Другими словами, игра является одним из основных средств социализации малыша, необходимой частью его жизнедеятельности.

На протяжении процесса включения ребенка в реальную жизнь народная педагогика пользуется примерами, образцами поведения и деятельности, образцами отношений, запретами (прямыми, типа «нельзя», а чаще всего опосредованными – в виде пословиц, поговорок, сказок, поучений).

Нельзя сказать, что средства народной педагогики в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из-за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы.

Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми людьми, внимание, забота и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений. Чем шире сфера общения у детей, чем больше они испытывают положительных эмоций, тем быстрее развиваются.

В детском саду ребенку необходимо освоить оценочные критерии поведения, проявлять уважение к нормам поведения и обычаям других народов, наций, этносов, осознать необходимость соблюдать их.

Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. выделили несколько этапов планирования: на первом этапе планирования воспитатель должен определить те нормы и правила общения, поведения и взаимоотношений, которые необходимо усвоить ребенку. Нужно составить список правил, норм, принципов поведения и деятельности. Это могут быть правила-запреты, правила-разрешения, примеры, указания и т. д.

Например, выпускник детского сада должен твердо знать, что такое хорошо и что такое плохо, но не ограничиваться лишь знанием самих запретов или норм, а понимать их смысл и значение в общении со взрослыми и сверстниками. Значит, ему предстоит усвоить практические умения: прийти на помощь товарищу, работать вместе с другими детьми. Его должны волновать результаты совместной деятельности. Ребенку необходимо научиться правильно оценивать собственные дела и поступки и дела и поступки других детей. Следует помнить о том, что все эти запреты и формы общения имеют ярко выраженные национально-региональные особенности, которые следует учитывать при планировании.

Второй этап планирования – изучение особенностей самих детей. Он позволит воспитателю более конкретно определить цели и задачи. Например, если группа детей многонациональна, то необходимо по возможности выделить общие для всех нормы и правила поведения и деятельности. Если детский сад ведомственный или частный, то выделенные воспитательные задачи должны быть связаны с конкретными требованиями, которые ставят родители или попечители. На этом же этапе педагог пытается конкретизировать цели и задачи применительно к определенным детям. Например, нужно особо отметить в плане необходимость акцентировать внимание на ликвидации индивидуальных недостатков группы детей или отдельного ребенка; выделить детей, имеющих ярко выраженные способности к рисованию, пению, ритмике, фантазированию и др.

Следующий этап – отбор различных элементов народной культуры. Характер отбора зависит от праздников, составляющих праздничный календарь конкретного детского сада. Отобранный материал позволяет определить методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности. Например, если одной из воспитательных задач является формирование творческих способностей детей, то проводится специальная работа со сказкой, с аппликацией, загадками, выполнение различных трудовых дел, требующих творческого подхода.

Таким образом, форма плана воспитателя может быть разной. Планировать работу можно по дням, видя при этом перспективу развития каждого вида деятельности и каждого ребенка. Можно планировать виды деятельности детей, помня о том, что в течение дня они меняются. Воспитатель должен выявить органическую связь различных видов деятельности в течение дня. Например, если он решил закончить день чтением сказки и в дальнейшем ее разучиванием, то рисунки детей необходимо связать с ее содержанием. То же относится к музыке, труду, игре. Другими словами день будет подчинен сказке, а сама сказка – предстоящему празднику. В плане воспитателя появятся дни отдельных сказок, песен, труда.

В работе «Знакомство детей с русским народным творчеством» авторы Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С Куприна, О. А Маркеева, И. В. Харитонова, Е. И. Яковишина предлагают серии занятий. Например, в разделе «Знакомство детей с русской народной песней» предлагается серия занятий по знакомству дошкольников с народными песнями. Одним из конспектов занятий является «Песня- душа народа», где предлагается рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле березонька стояла». Следующей темой занятия является «Хороводная песня», где предлагается знакомство детей с видами хороводной песни, исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода «Мак-Маковочек». Так же на занятии «Без частушек прожить можно, но чего-то не живут», рассказывается о характерных признаках частушки, знакомство с плясовыми частушками, исполнение современных частушек и знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России. На занятии «Плясовая песня» детей знакомят с плясовой песней, исполнением частушек песен и плясок.

А в разделе «знакомство с устным народным творчеством» предлагается разыгрывание представлений по мотивам русских народных сказок, например «Жихарка». «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» авторы рекомендуют познакомить детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками о русском народном быте и гостеприимстве. Также можно загадывать загадки о предметах крестьянского труда, об избе и предметах быта.

В главе «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» авторы предлагают использовать на занятии по физическому воспитанию заклички, потешки, загадки, проводить занятия на сюжеты народных сказок : «Заюшкина избушка», «Теремок», «Иван Царевич Жар – птица».

О. А. Маркеева предлагает в процессе проведения календарно – обрядовых праздников загадывание загадок, пение калядок, песен «Я по рыночку ходила», «Ой ты, Груня, ты Груняша» и др.

Таким образом, можно выделить условия воспитания интереса у детей средней группы средствами народной педагогики, такие как:

- обеспечить формирование национального самосознания личности ребенка через обучение и воспитание в современных условиях;

- включить ребенка в реальную жизнь народной педагогики, пользуясь примерами, образцами поведения и деятельности в виде пословиц, поговорок, сказок, поучений;

- включить в работу общение с взрослыми и родителями, как средство народной педагогики (внимание, забота и любовь);

- создать условия для знакомства с народной культурой (отбор материалов, книг по знакомству со сказкой, пословицами, поговорками, загадками и т. д.).

Данные условия формируют представление у дошкольников о народной культуре. Умелое использование песен, пословиц, поговорок, загадок, сказок позволяет приобщать к народной мудрости, вобравшей в себя общечеловеческие ценности.

Публикации по теме:

Календарный план по теме: «Формирование гражданской принадлежности средствами музейной педагогики» Возраст: старшая группа. Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Задачи: 1. Образовательная: воспитывать.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора В педагогике раннего детства изучение качества жизни детей представляет значительные трудности. Дети не всегда могут выразить, показать.

Обеспечение качества музыкального образования и патриотического воспитания дошкольников с использованием музейной педагогики Презентация для защиты на высшую квалификационную категорию музыкального руководителя. Тема:"Обеспечение качества музыкального образования.

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики Что разумеют, говоря «мегель»? (М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела) — Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

Развитие креативности средствами музейной педагогики Слайд № 1Добрый день уважаемые коллеги!Слайд № 2 Дошкольный возраст очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок.

Русское народное творчество как средство народной педагогики (продолжение)Русское народное творчество как средство народной педагогики (продолжение) Богатейший материал для воспитания содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

«Ура!!! Мы едем на экскурсию!» Личностное развитие детей средствами музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, на стороне человек.

Условия воспитания детей в семье Каждый человек имеет право на семью – ту заветную пристань, где он мог бы найти сочувствие, взаимопонимание, заботу. Его первыми и главными.

Всестороннее развитие личности ребенка средствами музейной педагогики Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики
Опубликовано: 12 июля 2015 в 23:45
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Нина Владимировна Ковпачук (УИ 34713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД