Нина Владимировна Ковпачук
Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. предлагают планирование учебно-воспитательной деятельности в детском саду на идеях народной педагогике, где рассмотрены вопросы: каким должен быть план учебно-воспитательной деятельности в детском саду? Как определить цели и задачи работы? Как соотнести программные требования с ними? Что является системообразующим стержнем в организации учебно-воспитательной деятельности? как учитывать индивидуальность ребенка?
Публикация «Условия воспитания у дошкольников интереса к этнокультуре средствами народной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
На эти и другие вопросы можно найти ответы в народной педагогике, ибо она позволяет учесть местные особенности, регионально-национальные традиции, возраст детей, особенности восприятия ими окружающего мира.
Понятно, что всю народную педагогику невозможно «втиснуть» в деятельность детского сада, ибо многое в ней уже определено стандартом Программы воспитательной работы, имеются сложившиеся традиции в педагогическом коллективе и т. п. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка.
Одновременно эта усовершенствованная на народной педагогике учебно-воспитательная система должна обеспечить формирование национального самосознания личности ребенка и через это – возрождение наций и народов. В этом и состоит одна из важнейших социальных функций и основных целей обучения и воспитания в современных условиях.
К сожалению, вопросы использования идей народной педагогики в воспитательном процессе разработаны недостаточно, как и использование их в воспитании детей в семье.
Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции.
Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. считают, что важным компонентом народной педагогики, используемым в детском саду, является народная игра. В отличие от праздника, игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.
Для детей в детском саду игровая деятельность имеет особое значение. Через нее ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Другими словами, игра является одним из основных средств социализации малыша, необходимой частью его жизнедеятельности.
На протяжении процесса включения ребенка в реальную жизнь народная педагогика пользуется примерами, образцами поведения и деятельности, образцами отношений, запретами (прямыми, типа «нельзя», а чаще всего опосредованными – в виде пословиц, поговорок, сказок, поучений).
Нельзя сказать, что средства народной педагогики в воспитательной деятельности применяются мало. Практически каждый воспитатель использует в своей работе сказки, пословицы, загадки, песни, народные игры, но воспитательный эффект от их использования теряется из-за отсутствия систематической работы, подчинения ее поставленным целям и воспитательным задачам. Эффективность определяется не количеством их использования, а хорошо продуманной системой работы.
Основной целью и средством воспитания детей в детском саду в народной педагогике является общение, реализуемое в трудовой, празднично-игровой, учебной и других видах деятельности. Общение, особенно с взрослыми людьми, внимание, забота и любовь близких помогают малышу усвоить определенные знания, умения и характер отношений. Чем шире сфера общения у детей, чем больше они испытывают положительных эмоций, тем быстрее развиваются.
В детском саду ребенку необходимо освоить оценочные критерии поведения, проявлять уважение к нормам поведения и обычаям других народов, наций, этносов, осознать необходимость соблюдать их.
Батурина Г. И. и Кузина Г. Ф. выделили несколько этапов планирования: на первом этапе планирования воспитатель должен определить те нормы и правила общения, поведения и взаимоотношений, которые необходимо усвоить ребенку. Нужно составить список правил, норм, принципов поведения и деятельности. Это могут быть правила-запреты, правила-разрешения, примеры, указания и т. д.
Например, выпускник детского сада должен твердо знать, что такое хорошо и что такое плохо, но не ограничиваться лишь знанием самих запретов или норм, а понимать их смысл и значение в общении со взрослыми и сверстниками. Значит, ему предстоит усвоить практические умения: прийти на помощь товарищу, работать вместе с другими детьми. Его должны волновать результаты совместной деятельности. Ребенку необходимо научиться правильно оценивать собственные дела и поступки и дела и поступки других детей. Следует помнить о том, что все эти запреты и формы общения имеют ярко выраженные национально-региональные особенности, которые следует учитывать при планировании.
Второй этап планирования – изучение особенностей самих детей. Он позволит воспитателю более конкретно определить цели и задачи. Например, если группа детей многонациональна, то необходимо по возможности выделить общие для всех нормы и правила поведения и деятельности. Если детский сад ведомственный или частный, то выделенные воспитательные задачи должны быть связаны с конкретными требованиями, которые ставят родители или попечители. На этом же этапе педагог пытается конкретизировать цели и задачи применительно к определенным детям. Например, нужно особо отметить в плане необходимость акцентировать внимание на ликвидации индивидуальных недостатков группы детей или отдельного ребенка; выделить детей, имеющих ярко выраженные способности к рисованию, пению, ритмике, фантазированию и др.
Следующий этап – отбор различных элементов народной культуры. Характер отбора зависит от праздников, составляющих праздничный календарь конкретного детского сада. Отобранный материал позволяет определить методы и формы организации учебно-воспитательной деятельности. Например, если одной из воспитательных задач является формирование творческих способностей детей, то проводится специальная работа со сказкой, с аппликацией, загадками, выполнение различных трудовых дел, требующих творческого подхода.
Таким образом, форма плана воспитателя может быть разной. Планировать работу можно по дням, видя при этом перспективу развития каждого вида деятельности и каждого ребенка. Можно планировать виды деятельности детей, помня о том, что в течение дня они меняются. Воспитатель должен выявить органическую связь различных видов деятельности в течение дня. Например, если он решил закончить день чтением сказки и в дальнейшем ее разучиванием, то рисунки детей необходимо связать с ее содержанием. То же относится к музыке, труду, игре. Другими словами день будет подчинен сказке, а сама сказка – предстоящему празднику. В плане воспитателя появятся дни отдельных сказок, песен, труда.
В работе «Знакомство детей с русским народным творчеством» авторы Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова, Л. С Куприна, О. А Маркеева, И. В. Харитонова, Е. И. Яковишина предлагают серии занятий. Например, в разделе «Знакомство детей с русской народной песней» предлагается серия занятий по знакомству дошкольников с народными песнями. Одним из конспектов занятий является «Песня- душа народа», где предлагается рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле березонька стояла». Следующей темой занятия является «Хороводная песня», где предлагается знакомство детей с видами хороводной песни, исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода «Мак-Маковочек». Так же на занятии «Без частушек прожить можно, но чего-то не живут», рассказывается о характерных признаках частушки, знакомство с плясовыми частушками, исполнение современных частушек и знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России. На занятии «Плясовая песня» детей знакомят с плясовой песней, исполнением частушек песен и плясок.
А в разделе «знакомство с устным народным творчеством» предлагается разыгрывание представлений по мотивам русских народных сказок, например «Жихарка». «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» авторы рекомендуют познакомить детей старшего дошкольного возраста с пословицами, поговорками о русском народном быте и гостеприимстве. Также можно загадывать загадки о предметах крестьянского труда, об избе и предметах быта.
В главе «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей» авторы предлагают использовать на занятии по физическому воспитанию заклички, потешки, загадки, проводить занятия на сюжеты народных сказок : «Заюшкина избушка», «Теремок», «Иван Царевич Жар – птица».
О. А. Маркеева предлагает в процессе проведения календарно – обрядовых праздников загадывание загадок, пение калядок, песен «Я по рыночку ходила», «Ой ты, Груня, ты Груняша» и др.
Таким образом, можно выделить условия воспитания интереса у детей средней группы средствами народной педагогики, такие как:
- обеспечить формирование национального самосознания личности ребенка через обучение и воспитание в современных условиях;
- включить ребенка в реальную жизнь народной педагогики, пользуясь примерами, образцами поведения и деятельности в виде пословиц, поговорок, сказок, поучений;
- включить в работу общение с взрослыми и родителями, как средство народной педагогики (внимание, забота и любовь);
- создать условия для знакомства с народной культурой (отбор материалов, книг по знакомству со сказкой, пословицами, поговорками, загадками и т. д.).
Данные условия формируют представление у дошкольников о народной культуре. Умелое использование песен, пословиц, поговорок, загадок, сказок позволяет приобщать к народной мудрости, вобравшей в себя общечеловеческие ценности.