Светлана Серебрякова
Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогике раннего детства изучение качества жизни детей представляет значительные трудности. Дети не всегда могут выразить, показать свои желания и потребности, объяснить своё самочувствие, поэтому оценка качества жизни детей основывается на субъективном мнении родителей о благополучии своего ребёнка.
Международная методология исследования качества жизни располагает инструментами для оценки качества жизни детей в возрасте от 2 лет. Так, в качестве инструмента исследования качества жизни детей дошкольного возраста может быть использован Педиатрический опросник качества жизни детей.
Публикация «Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Данный опросник для родителей детей ясельного возраста состоит из перечня 21 ситуации, представляющие проблему в жизни малышей. Они объединены в 4 шкалы:
1 – физическое благополучие (вашему ребёнку было трудно ходить пешком, трудно бегать, трудно участвовать в активных играх, делать зарядку, трудно поднимать что-
либо тяжёлое, купаться в ванной, трудно собирать свои игрушки, ребёнка беспокоила
боль, он был усталым);
2 – эмоциональное благополучие (ваш ребёнок испытывал чувство страха, чувство уныния или грусти, испытывал чувство злости, плохо спал, бывал беспокойным);
3 – социальное благополучие (вашему ребёнку было трудно играть с другими детьми,
другие дети не хотели играть с ним, его дразнили, он не умеет делать того, что умеют
другие дети, ребёнку было трудно, играя с детьми, чувствовать себя наравне с ними);
4 – ролевое функционирование, или жизнь в детском саду (ваш ребёнок не мог выполнять те же задания, что и остальные дети, он пропускал д/сад из-за плохого самочувствия, из-за необходимости посетить врача или больницу).
Опросник позволил выявить, что выше всего родители оценили уровень физического и социального благополучия своих малышей, а наименьшие показатели были выявлены по шкале «эмоциональное благополучие».
Изучение качества жизни детей даёт возможность увеличивать степень комфортно-
сти ребёнка, как внутри себя, так и в рамках социума.
Общепризнанно, что музыка оказывает разностороннее и гармоничное воздействие на ребёнка – дошкольника. Музыкальное искусство затрагивает психоэмоциональную, интеллектуальную, физическую стороны развития ребёнка. Общение с музыкой при-
носит детям радость, насыщает жизнь яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Позитивные эмоциональные проявления являются показателем полноценности жизни, удовлетворения внешних и внутренних, психологических потребностей ребёнка. Эмоциональный отклик, вызванный музыкальным образом, побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. Музыкальный образ посредством воображения изменяется, трансформируется. В результате малыш создаёт собственный субъективный образ – новый «продукт», новую единицу в сфере личного миро-
восприятия, расширяющего его представление об окружающей действительности.
Процесс создания нового – песенки, танца, рисунка или сказки – вызывает у ребёнка чувство свободы и радости, ощущение удовольствия от своей созидательной деятельности. Рассматривая раннее музыкальное развитие как сложное, много - аспектное явление, выделили:
1. Способность к дифференциации и воссозданию певческих интонаций;
2. Перекомбинирование или создание новых образов;
3. Певческую, музыкально – двигательную, инструментальную импровизацию;
4. Создание игрового образа или движения, соответствующего характеру музыкального произведения;
5. Сочинение мелодии на музыкальных инструментах.
Исследование выявило взаимосвязь между интегративным показателем качества жизни малышей и их музыкально – двигательным развитием : чем лучше проявляются способности малыша придумать игровой образ, движения, используя оригинальные движения и жесты, соответствующие характеру музыкального произведения, тем выше показатели его общего благополучия.
Ребёнок, способный к музыкальной импровизации, имеет более высокий показатель психического благополучия.
Изучение характера взаимосвязи между качеством жизни ребёнка и его музыкальным развитием позволило сделать вывод, что музыкальный слух, уровень развития интонационно – образного восприятия музыкальной интонации, а также креативность малыша связаны с более высокими показателями по шкале «жизнь в детском саду.
Музыкальное развитие в раннем возрасте является важной составляющей физичеcкого и психического здоровья, обеспечивая личностное развитие ребёнка, и служит залогом успешности и полноты его дальнейшей жизни.
Телесное движение и интонирование выступают главными «инструментами» материализации эмоционального мира детей, выражения и гармонизации их состояний.
Высота одарённости обнаруживается по результатам жизненного дела человека, а её направленность, своеобразие проявляются гораздо раньше. Уже в дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития творческих способностей детей. Поиск объяснения природы творчества, творческих способностей способствовал созданию научных школ. Изучение развития творческих способностей можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей. Проведём дифференциацию условий субъективного характера.
Первая группа – это условия, связанные с субъектами развития и саморазвития ре-
бёнка, ориентированные на его психофизиологические, врождённые особенности и возрастные периоды развития творческих способностей.
Вторая группа – целенаправленная педагогическая деятельность :
1. Организация педагогического взаимодействия как свободы творчества.
2. Работа педагога в зоне ближайшего развития, создание мотивации творческого саморазвития.
3. Организация безопасного творческого пространства (доверительные отношения, материальные условия для творческой деятельности).
Третья группа – социальная ситуация (среда развития, социальное окружение).
Одним из основных факторов развития творческой активности личности ребёнка яв-
ляется музыкальное народное искусство.
Первый этап основывается на развитии эмоциональной отзывчивости, формировании интереса к народной культуре. В первый этап были включены интегрированные, комплексные, тематические занятия.
Второй этап – этап творческого, интенсивного освоения музыкального фольклора.
Детей учат находить традиционную исполнительскую манеру, знакомят с лексикой народного танца. Детей учат понимать пластическую идею танца, как пластическую
(повадки животных, птиц, так и обобщённую (степенность в хороводах, игривость в кадрилях).
Педагогическая поддержка и развитие творческой активности детей связаны с семейной ситуацией. Сотрудничество с семьё й осуществлялось в 2-х направлениях: просвещение родителей о фольклоре народа и привлечение их к участию в педагогическом процессе. При восприятии музыки происходит и «общение» личности слушающего с личностью автора произведения. Таким образом передаётся эмоциональный опыт прошлых поколений, музыка связывает воедино личность и многовековую духовную культуру.
Фольклор – явление синкретическое, включающее в себя богатство художественных и бытовых видов деятельности. В нём неразрывно связаны музыка, слово и движение.
Одна из основных особенностей фольклора – его природная интегративность, позволяющая объединить различные элементы образовательного процесса, где естественно переплетаются: развитие речи, изобразительная деятельность, хореография, ознакомление с окружающим миром и миром социальных отношений.
Фольклор способствует развитию творческой деятельности, импровизации, позволяет полнее раскрыться личности ребёнка, что служит базой для развития не только творческой, но и талантливой личности. Сегодня этнопедагогика имеет несколько направлений: раннее развитие (материнство и детство, дошкольное, школьное, специальное. Выделившись в самостоятельное направление в детском музыкальном воспитании, она достигла уровня апробированной системы, в основе которой – подлинный интонационный источник: народные детские песни, игры, хороводы, пестушки, потешки, записанные от носителей фольклора. Умение интонировать народную песню, легко и свободно запевать песню, легко переходить от опоры к вершине попевки и обратно, легко и свободно запевать песню без тона, импровизировать в на-
родном стиле – вот главные задачи музыкального развития детей на основе фольклора. В народных песнях всё продумано и предусмотрено, всё идёт от природы. Легко
удаётся привить правильную манеру и получить нужный звук в процессе игры. Напри-
мер, для получения свободного звука «Эй!» лучше подходит игра в горелки. Свободный звук появляется у детей на речитативе «Гори, гори ясно». С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы стараются рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушка, сухие дрова, по которым ударяли деревянными молоточками, - ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой… Необходимо активно использовать фольклор в воспитательно – образовательной работе, приобщать детей к истокам русской культуры, знакомить их с песням, хороводами, играми, народными инструментами. Дети – будущее нашей страны. Важно, чтобы они знали её историю, традиции, культуру.