Валентина Шаропуто
Всестороннее развитие личности ребенка средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.
Публикация «Всестороннее развитие личности ребенка средствами музейной педагогики» размещена в разделах
Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Мы создали небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же мы советуемся с ними и по вопросу выбора темы.
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста мы учитываем следующие принципы:
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Задачи, поставленные педагогами для работы с детьми в мини-музеях :
Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными
Воспитание любви и заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
Воспитание эстетических и патриотических чувств;
Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.
Формы работы в этом мини-музее :
1. Познавательные занятия: «Как растения путешествуют», «Вода –водица», «Чей хвост лучше» и т. д.
2. Просветительская работа: организация различных выставок, чтение и разучивание стихов о природе
3. Практические мероприятия: заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек, посадка растений и ухаживание за ними
4. Развлечения : «День Земли, «Лес чудес».
5. Игровая деятельность: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
6. Работа с родителями: беседы, поделки из природного материала. подбор экспонатов, изготовление домиков для птиц. Совместное творчество с родителями: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации. ; выполнение совместных творческих заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.).
7. Проектная деятельность.
8. Творческая деятельность-изготовление экспонатов своими руками.
У нас мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Когда у детей появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, поделки, фотографии и даже игрушки.
2013год был объявлен годом охраны окружающей среды. В связи с этим, тематика наших мини- музеев была направлена на экологическое воспитание дошкольников, было создано несколько мини-музеев.
Мини-музей «Природа моего края»
Цель создания: Пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни. Мини-музей находится в групповой комнате. В мини-музее представлены объекты живой и неживой природы, так же поделки из природного материала.
Природные объекты, например:
• Разнообразные камни (разного размера, цвета, необычной формы,
• Сухие грибы;
• Спилы разных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами;
• речные раковины;
• Кора, семена растений;
• Карта Саратовской области.
Наш мини-музей «Природа моего края» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Этот музей дети полюбили больше других потому что здесь такое разнообразие и все доступно.
«Красная книга родного края». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о редких животных нашего края,о том,как надо заботиться о них. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев : занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
«Шестиногие малыши». Цель этого музея была познакомить детей с разными видами насекомых. В этом музее есть большое разнообразие насекомых, иллюстрации их Родины. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, поделками.
«Наши питомцы» Целью этого музея было знакомство детей с различными домашними животными, внешним видом. Привить детям любовь и заботливое отношение к домашним питомцам.
«Морской мир». Этот мини- музей показал детям разнообразие обитателей морского мира, среду их обитания.
Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.
Наши экспозиции учитывают следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это могут быть логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.
Благодаря работе в мини-музее, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.
Напутствием в работе педагогического коллектива нашего детского сада стали слова педагога-гуманиста Шалвы Амонашвили : «Без сердца что поймем? Без красоты чего достигнем?».