Майя Волкова
Обеспечение качества музыкального образования и патриотического воспитания дошкольников с использованием музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация для защиты на высшую квалификационную категорию музыкального руководителя.
Тема:"Обеспечение качества музыкального образования и патриотического воспитания старших дошкольников на основе использования музейной педагогики"
Волкова Майя Николаевна,
Публикация «Обеспечение качества музыкального образования и патриотического воспитания дошкольников с использованием музейной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальный руководитель
Муниципального бюджетного дошкольного
Образовательного учреждения
«Детский сад № 23»
Город Арзамас Нижегородской области
Стаж 29 лет.
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
«Патриотическое воспитание»
Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева; Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
«Музейная педагогика»
Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 80-х, заимствованно из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
Анализ литературы (Морозова Н. А., Мельникова О. В. «Музейная педагогика», Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А.) и педагогического опыта позволило сделать вывод, что активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и традиционной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего возраста необходимы следующие
Педагогические условия :
Эвристическая среда в детском саду и в семье;
(характеризуется насыщенностью положительных эмоций и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности)
Тесное сотрудничество с семьей воспитанников;
(выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, музыкального руководителя и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс)
Подготовка педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей;
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях национальных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают системы работы в данном направлении.
Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие чувства разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Большое значение имеет поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так одним из них стал
ПРОЕКТ по созданию
МИНИ-МУЗЕЯ «Русские народные музыкальные инструменты»
ЦЕЛЬ:
«Оптимизация системы музыкального образования ДОУ по патриотическому воспитанию посредством внедрения музейной педагогики и приобщения к музыкальному фольклору»
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие
Задачи:
1. Формирование основ нравственно-патриотических качеств личности
2. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков детей, способствовать расширению кругозора
3. Развивать творческие способности
4. Обогащение предметно-развивающей среды (создание эвристической среды)
5. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
«Ведущая педагогическая идея»
Формировать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать гордость за свою страну, уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
«Деятельностный аспект личного вклада
педагога в развитие образования».
Процесс создания Мини-музея долгосрочный и рассчитан на три года.
Сама работа по созданию мини-музея проходила в 4 этапа
1. В рамках подготовительного этапа (который длился с сентября по декабрь 2011 года) на заседании педагогического совета обсудили, что такое мини-музей, каково его назначение в дошкольном образовательном учреждении.
Была подобрана методическая литература по данной проблеме.
Сформулированы цель и задачи предстоящей работы, место его расположение, модель экспозиции. Проведена разъяснительная работа с родителями о значимости данного проекта для детей, по оказанию помощи в сборе экспонатов.
2. Практический или организационный этап (с янв. По май 2012 г.) - предусматривал непосредственное создание педагогами, детьми их родителями мини-музей «Русских народных музыкальных инструментов. Огромная роль в этом принадлежит родителям. Так в у нас появилась гармонь, свирель, трещетки и др. Была создана экспозиция музея по основным
Группам:
Ударные. Духовые. Струнные. Пневматические-
язычковые.
Ложки кугиклы гусли звончатые гармошка
Трещетка свирель домра Баян
Бубенцы свистульки балалайка
Коробочка жалейка
Оформлены альбомы об истории появления инструментов, книжки-самоделки – где дети рисовали музыкальные инструменты, сочиняли сказки и стихи, посвященные музыкальному инструменту.
Подбирались загадки, пословицы, поговорки.
Мною были созданы картотека - дидактические игры, паспорта музыкальных инструментов, картотека видео материала о музыкальных инструментах, картотека аудио записи звучания отдельных инструментов и оркестра народных инструментов.
Составлен перспективный план работы мини-музей на 2012-2013 уч. год.
3. Этап Внедренческий (сент 2012-апр. 2014 г.)– это основной этап работы мини-музея.
4. Этап Заключительный (май 2014г.)– это исследование результатов, подвидение итогов и корректировка деятельности.
И собственно для организации всего процесса работы в мини-музее были выбраны следующие формы взаимодействия:
Внедрение данного проекта показало, что к концу года у старших дошкольников
1. Сформировался интерес к культурному наследию и чувство сопричастности к национальной культуре.
2. Сформировались проектно-исследовательские компетенции, мотивация к обучению в школе
3. Сформировалась потребность к самостоятельному музицированию, импровизации
4. Предметно-развивающая среда стала более насыщенной, динамичной
5. Повысилась роль родителей в жизни ДОУ
Согласно результатам обследования развития музыкальности детей, обследования проявления креативности, обследования качества овладения детьми детской музыкальной деятельностью, проводимых по диагностике Э. П. Костиной, наблюдается положительная динамика в развитии детей.
Согласно мониторингу на сентябрь 2013 г. дети с высоким уровнем развития составили всего 28 %, средний – 67% и с низким – 5 %. В мае 2014 г. –с высоким уровнем развития – 53 %, средним – 43 %, с низким – 4%.
«Транслируемость практических
достижений профессиональной деятельности
и достигнутые результаты»
1. Консультации и мастер- класс для родителей и воспитателей ДОУ
2. Статья в сборнике «Детская одаренность: формирование культуры, мышления, познания»
3. Участие в интерне-конкурсе
4. Участие в региональном конкурсе по народному наследию
5. Участие в научно практическом семинаре по проектно-исслндовательской деятельности
6. Публикация своих работ на сайте МААМ и НС. ПОРТАЛй
Проект адресован педагогам практикам, работающим с детьми:
1. Музыкальным руководителям,
2. Учителям музыки общеобразовательных школ (начальное звено)
3. Руководителям музыкальных кружков и центров эстетического развития
4. А также педагогам дополнительного образования
Во время работы пришлось столкнуться и с трудностями при работе с родителями (по началу не все родители с энтузиазмом откликнулись на просьбу о помощи)
Проект адресован педагогам практикам, работающим с детьми:
1. Музыкальным руководителям,
2. Учителям музыки общеобразовательных школ (начальное звено)
3. Руководителям музыкальных кружков и центров эстетического развития
4. А также педагогам дополнительного образования
Во время работы пришлось столкнуться и с трудностями при работе с родителями (по началу не все родители с энтузиазмом откликнулись на просьбу о помощи)
Трудно было найти экспонаты, т. к. в настоящее время они уже не используются (брали на время, изготовляли сами (рубель, дрова, пастуший ббарабан и др.)Испытовала трудности при разработке экскурсий
Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музея, мы пришли к выводу: патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное место в организации учебно-воспитательного процесса. Мы уверены, что системная, последовательная работа посредством музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, природе России в разное историческое время.