Ветчинкина Галина
Условия реализации программы по ФЭМП для дошкольников
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Кабинет учителя – дефектолога (1 этаж)
Материал по обследованию интеллекта - счетный материал
- разрезные картинки
- пирамидки разной степени сложности
-конструктор Лего
Предметные картинки по темам - одежда
- обувь
- транспорт
- деревья и др.
Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП
«Набор цифр»
Карандаши цветные и простые
Счетные палочки
Счетный материал
Публикация «Условия реализации программы по ФЭМП для дошкольников» размещена в разделах
Развивающие игры по ФЭМП «Цвет, форма, величина» и др.
Дидактический материал для развития мелкой моторики
Ведерко, совки, формочки
Массажные мячи
Собери бусы
Мозаика
Шнуровки
Трафареты для рисования
Дидактический материал для ознакомления с окружающим миром и развития речи
Набор предметных картинок
Демонстрационный материал
Плакаты
Тематические презентации
Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром и развития речи Шумовые музыкальные игрушки
Сортеры, пазлы
Развивающие игры
Домино, лото, кубики
Дидактические игры для развития психических процессов
Разрезные картинки
Дидактические игры
Кукольный театр
Пособия для подвижных игр Обручи, мячи, скакалки
ТСО Интерактивная доска
Мультимедийное оборудование
Компьютер
Принтер
Оборудование Парта со стульями
Настенная магнитная доска
Арт-терапевтическая студия
-Набор мягких модулей, мягкие подушки
-Прозрачный и двухсторонний мольберты
-Проекционный экран
-Компьютерный стол с полумягким стулом
ТСО: мультимедийное оборудование, компьютер,
светомузыкальная установка «Лайт-Бим»
-Шумовые музыкальные инструменты
-Игровой набор «Витражи»
-Развивающие и дидактические игры
-Художественные материалы для продуктивной деятельности
-Детский стол со стульчиками
-Специализированный стол, стулья
-Мягкое напольное покрытие
-Атрибуты для театрализованных игр
-Музыкальный центр.
Формы аттестации
Результативность обучения каждого воспитанника с тяжелой и глубокой умственной отсталостью оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории детей.
Первичный протокол дефектологического обследования и его оценка включают в себя исследование различных сторон познавательной сферы и в целом поведения ребенка с УО.
Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, практическое задание, и др. Проверка ожидаемых результатов на занятиях может проводиться в занимательной форме с использованием проблемных ситуаций, игровых заданий, упражнений, вопросов викторин, развивающих игр, загадок, сказок и т. п.
Промежуточная аттестация по итогам первого полугодия проводится - в декабре, по итогам учебного года – в мае. Результативность освоения образовательной программы отражается в диагностических картах. Оценка уровня знаний, умений и навыков обучающихся предусматривает три уровня освоения программы :
«В» - высокий, программа усвоена полностью;
«С» - средний, программа усвоена в необходимой степени;
«Н» - низкий, программа усвоена в неполном объеме.
Проверка качества знаний, умений и навыков, воспитанников по программе «По ступенькам знаний» проводится на основе ряда диагностических методик:
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.
Проведение мониторинга направлено на определение промежуточных результатов освоения детьми данной программы, полученные результаты заносятся в диагностические карты, общий итог (количественный и в %) отражается в сводной таблице.
2. Список литературы
1. Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 1 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.– Ч. : Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.– Ч. : Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. Учебно-методическое пособие. - СПб. : ЦДК, 2011.
4. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) : Учебно-методическое пособие. - СПб. : Изд-во им. А. И. Герцена: Изд – во СОЮЗ, 2002.
5. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Учебно-метод. пособие. - СПб., КАРО, 2005.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / под ред. И. М. Бгажнаковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
7. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных образовательных учреждениях) : метод. пособие / Т. А. Грищенко. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2014.
9. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
11. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие. Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. - СПб. : ЦДК, 2009.
12. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Просвещение, 2009.
13. Новиковская, О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М. : Астрель; СПб: СОВА; Владимир: ВКТ, 2011.
14. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева и др. ; Под. ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
15. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторы: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. — СПб. : Изд-во СОЮЗ, 2011.
16. Программа для 1-4 классов «Особый ребенок» Худенко Е. Д. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». - М., 2011.
17. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М. : Школьная Пресса, 2004.
18. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя дефектолога /Е. А. Стребелева. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
19. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) : пособие для педагога-дефектолога: материал для индивид. Работ с детьми/ Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.