Ольга Тимощенко
Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ.
Подготовила старший воспитатель ГБДОУ д/с № 23
Тимощенко О. Л.
Опытно – экспериментальная работа - это деятельность коллектива по проведению педагогического исследования, т. е. научно-исследовательская работа, направленная на создание нового вида педагогической практики, развивающейся на основе научно-обоснованных педагогических идей и технологий.
Публикация «Условия развития интереса педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Часто коллектив дошкольного учреждения бывает не готов к проведению опытно – экспериментальной работы. Причины бывают разные, но очень важно, чтобы эксперимент стал средством развития и помог привлечь интеллектуальные ресурсы педагогов, а не только материальные, для решения проблем дошкольного образования. Нужно учитывать способности, потребности и опыт каждого участника. Важно понимать, что воспитатель может сам определить тему своего личного исследования. Поэтому, чтобы в рамках общей идей состоялась ОЭР, у педагога должен сформироваться именно мотив заинтересованного участия. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, это влияние на ее потребности и желания в саморазвитии.
«Причина, почему мотивация столь важна, заключается в том, что люди в рамках своей среды, обычно проявляют малый диапазон способностей по сравнению с диапазоном мотивации. Таким образом, мотивация становится ключевым источником различий в достижении успеха между отдельными людьми, живущими в данной среде» (Sternberg, 1996, р. 251-252). [34]
Мотивационная готовность выступает объектом исследования многих авторов (Т. С. Деркач, В. Г. Максимова, Е. Н. Шиянов, Е. Г. Буланова и др.). Её рассматривают как внутреннюю основу активной профессионально–педагогической позиции специалиста, побуждающую к деятельности, способствующую её продуктивности процесса и результата. Мотивационно-ценностная готовность субъекта выражается в направленности его активности на различные стороны деятельности и эмоциональном отношении к ней. Основу мотивационно-ценностной готовности составляют её ценностные основания, харак-теризующиеся осознанием цели будущей профессиональной деятельности, интересом и эмоционально-положительным отношением к ней. Как показывает анализ исследований, посвященных изучению мотивации, ее уровень определяется содержательной направленностью мотивов (на процесс деятельности, ее результат или на собственное развитие, их силой и устойчивостью. (Таратухина М. С.) Успешное выполнение продуктивной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик как интерес к выполняемому делу и вера в свои способности достичь определенного результата деятельности. Деятельность должна удовлетворять ряду условий, при одновременном присутствии которых действие воспринимаются самим субъектом как составляющее деятельности достижения (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2-х томах, М. : Педагогика, 1986 г.). Согласно Хекхаузену эта деятельность должна:
оставлять после себя осязаемый результат
данный результат должен оцениваться качественно или количественно
требование к оцениваемой деятельности должны быть не слишком низкие и не слишком высокие, т. е. что бы деятельность могла увенчаться успехом, а могла и не увенчаться успехом и, по меньшей мере, не могла осуществиться без определенных затрат и усилий
для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в ее рамках низкий нормативный уровень, считающийся обязательным
деятельность должна быть желанной для субъекта и результат должен быть получен им самим. [34]
В последнее время в образовательной системе произошли положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал и поэтому в инновационном процессе, главной фигурой является педагог с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом. Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если педагог не увидит пользы для себя от инновационного процесса и не проникнется к этому интересом. Вспомним книгу Д. Карнеги: “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Все статьи транслируют основную мысль: “Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это”. [3]
Изучение и анализ литературы по этому вопросу позволили определить некоторые факторы, позволяющие взглянуть на мотивацию педагогов с практической точки зрения. А именно:
• все люди мотивируются разными мотиваторами;
• экономические способы мотивации не всегда наиболее действенны (так как обладают ограниченной эффективностью);
• более результативны в использовании интеллектуально-творческие, ресурсные и статус-ные способы мотивации педагогов.
Прежде всего, разберемся в терминологии.
Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Мотиватор - это фактор, параметр, побуждающий (помогающий) достигать сотрудникам поставленных целей.
Поэтому выделяя разные виды мотивации педагогов к ОЭР, но мы проанализировав методическую литературу, хотим остановится на интеллектуально-творческих способах мотивации педагогов. Они, как показывает практика, более действенны и нацелены на реализацию таких потребностей педагогов как потребность в самовыражении, самоактуализации, потребность в признании и самоутверждении, включённость в коллектив.
Интеллектуально-творческие способы мотивации педагогов :
доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения занятия или мероприятия;
направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
содействие в выдвижении на престижный конкурс;
возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях, в том числе международных;
помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати;
содействие в разработке и утверждении авторской программы;
увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку, переподготовку;
предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
поручение быть наставником молодых специалистов;
привлечение к работе в составе творческой группы;
вовлечение в общественную деятельность;
предоставление защиты от некорректного вмешательства в профессиональную деятельность со стороны вышестоящих руководителей, инспекторов-методистов (Щёголева Н. М. / Научно – методический журнал Детский сад от А до Я №1, 2010)
В соответствии с задачами эксперимента в детском саду идёт сложный процесс обновления содержания, форм, методов и структуры методической работы.
1. Включаясь в экспериментальный проект необходимо уделить большое внимание работе с кадрами, стремясь создать коллектив единомышленников, увлечённых педагогическим творчеством, а также педагогов способных действовать в команде и понимающих необходимость данной деятельности. Ведь далеко не все педагоги воспринимают положительно процесс инновации в своём ДОУ. Для этого в методической литературе предлагается проведение занятий для педагогов с элементами тренинга и игры направленные на взаимодействие в коллективе, понимания ценности выполняемой всеми работы и развитию интереса. Например, семинар практикум с элементами арттерапии «Моё педагогическое кредо», где педагогам предлагается определиться в своих установках и ожиданиях от ОЭР. (Панфидникова И. П. / Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г)
Или психологические игры иллюстрирующие идею сотрудничества вместо конкуренции: «Установление связи», игры иллюстрирующие идею работы на общий результат : «Ценности команды», игры иллюстрирующие идею творчества вместо стереотипных действий: «Древо успехов», игры направленные на идею конструктивной самореализации вместо конкуренции в коллективе и борьбы за выживание. [10, С. 123] В ходе таких игр отмечаются удачные находки, продумываются пути преобразования отрицательного в положительное.
2. Планируя свою методическую работу с педагогами своего учреждения, участвующих в опытно – экспериментальной работе, старший воспитатель, для поддержания интереса к данной деятельности использует известные, широко вошедшие в практику формы работы с педагогами :
это групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и т. д.)
индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т. д.).
Все эти мероприятия позволяют не только повысить уровень знаний педагогов, но так же заинтересовать педагогов к инновационной деятельности, раскрыть свой творческую активность, творческий потенциал и профессиональные интересы в области эксперимента. Ещё одним условием для развития интереса к опытно – экспериментальной деятельности является активное стремление передать полученные знания и умения другим. Иначе говоря, педагог должен видеть реальный продукт своей деятельности и передать его другому. Так же можно использовать творческие встречи между педагогами различных ДОУ для обмена опытом по проведению ОЭР. Все эти мероприятия включаются методистом в разные моменты ОЭР. Объясняется это этапами формирования интереса и отношения к нему. Проанализировав литературу, отмечено, что на сегодняшний день, ни в одной методической литературе, которая предлагается старшим воспитателям в помощь в работе, нет конкретных мероприятий направленных именно на развитие интереса у педагогов к ОЭР. Скорее всего, это обусловлено тем, педагог, участвующий в ОЭР, уже имеет достаточный интерес к данной деятельности т. к. он ею занимается по собственной заинтересованности для саморазвития, повышения педагогической компетентности и саморазвития. В своей работе, старший воспитатель может основываться на исследованиях
в области психологии интереса и мотивации
в профессиональной ориентации педагогической профессии
в сфере системы отношений личности к различным аспектам педагогической деятельности : предметам, детям, себе как субъекту педагогической деятельности, коллегам и т. д.
Всё это старшему воспитателю необходимо исследовать и разрабатывать для своей работы самому, поскольку в методической литературе названные аспекты раскрываются, но доступ к данной литературе затруднителен.
Использованная литература:
1. Атемаскина: Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ, М. : Детство-Пресс, 2011
2. Березина Е. А «Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности» // 23.12.11 //ttp ://festival.1september.ru/articles/508214/
3. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!. / Под ред. Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. - М., 1996.
4. Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Педагогика. 1994. № 6.
5. Езопова С. А., Новицкая В. А. Как изучить профессиональную компетентности воспитателя детского сада?/ Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010
6. Зинкевич – Евстегнеева Т. Технология создания команды. СПб, Изд. Речь, 2004, С. 123
7. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игры и дискуссии, Рига, 1995. С. 343
8. Крягжде, С. П. Психология формирования профессиональных интересов : дис. д-ра психол. Наук. - Вильнюс, 1982, С. 343
9. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ, М. : Сфера, 2010.
10. Методическое пособие/ Под ред. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ, М. : Творческий Центр Сфера, 2008
11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Методическое пособие, М. : Сфера, 2010.
12. Монография Дейкина А. Ю. Медиаобразование и развитие позновательного интереса. Бийск: Изд. НИЦ Бийск педагог. гос. ун-та им. В. М. Шукшина, 2002. 163c. – С. 5
13. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике, М. : Сфера, 2010.
14. Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика, 1996 № 5.
15. Научно – методическое пособие Организация опытно – экспериментальной работы в образовательном учреждении / Под ред. Паукова Л. Н., С. М. Курганский Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009,152с. - С. 5
16. Научно – методическое пособие Организация опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении/ Под ред. Паукова Л. Н. Курганский С. М. Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2009-152, С. 7
17. Основы опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Е. В. Губановой – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2008 С. 13; 22;28;
18. Панфидникова И. П. // Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007, С. 109
19. Панфидникова И. П. //Научно – метод. журнал «Детский сад от А до Я» №4, 2007
20. Пастюк О. В., Фролова А. Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ// Приложение к журналу «Управление ДОУ» - М. : творческий центр Сфера, 2007, С. 5;7
21. Пидкасистый П. И. Педагогика : учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистый П. И., Краевский В. В. и др., Изд. Педагогическое общество России, М. : 2004
22. Пособие для воспитатетлей/ Под ред. Микляевой Н. В. Инновации в детском саду, М. : Айрис Пресс 2008
23. Пряшников Н. Правильно ли мы понимаем свои интересы? 23.12.2011 //https://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/40/02.pdf
24. Психология профессионального педагогического мышления / Под редакцией Кашапова М. М., М. : «Институт психологии РАН», 2003, с. 331-338
25. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии Серия «Мастера психологии», СП-б. : Питер Ком, 1999.-720с – с555
руководство, СП-б, Речь, 2005
26. Сиденко А. С., Новикова Т. Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, педагогов-экспериментаторов. – М. : АПК и ПРО. 2002, С. 34
27. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг: практическое
28. Сластёнин В. А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / / Под ред. Сластёнин В. А., Изд. Центр «Академия», М. : 2002
29. Современная психология мотивации// Под редакцией Леонтьева Д. А. М. : Смысл 2002, С. 47
30. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ, М. : Детство-Пресс, 2012.
31. Тавберидзе В. А., Калугина В. А., Диагностика и критерии деятельности Воспитателя ДОУ. Организация и управление методической работой, М. : Школьная Пресса 2008
32. Тюников Ю. С., Мазниченко М. А. Анализ инновационный деятельности образовательных учреждений: сценарный подход / Стандарты и мониторинг в образовании, 2004.-№5
33. Учебно – методическое издание/ Под ред. Меркулова Т. В. и др. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, М. : Школьная Пресса 2010
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность // Сбор. соч. В 2 т. Т. 1. - М. : Педагогика-пресс, 1986, С. 143.
35. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей О. У. / Под ред. Поташника М. М. М. : Новая школа, 1994
36. Черникова Т. В. Управление развитием О. У. методическое пособие, М. 2005
37. Щёголева Н. М. //Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» №1, 2010г.
38. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Педагогика 1971, С. 315
39. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Флинта, 1997.