Людмила Иванова
Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. В законе об образовании РФ, статья 44 п. 1 говорится следующее: Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на осуществление воспитания и образования своих детей и «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». А образовательные организации оказывают им в этом помощь, об этом говорится в п. 2. той же статьи закона.
Публикация «Формы и методы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами, а также адаптивные возможности ребенка. Семья – основной институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что слышим о трудностях во взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
С какими трудностями в диалоге с родителями мы педагоги сталкиваемся чаще всего?
- родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие детей
- недостаточный образовательный уровень родителей
-родители не считают дошкольный период важным в становлении личности, не придают ему особого значения
- отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка в семье
- личностные проблемы и индивидуальные особенности родителя, вносимые в общение с ребенком, педагогом
- деструктивный жизненный стиль семьи
- нарушение детско-родительских отношений
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога между педагогами и семьей, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Для более эффективного взаимодействия с родителями должна быть выстроена комплексная система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию, и индивидуальность каждой семьи.
В нашей группе взаимодействие с семьей мы выстраиваем посредством:
- установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей, создания атмосферы общности интересов;
- активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
А выстраивать такие партнерские отношения помогают специалисты детского сада (педагог-психолог, социальный педагог, медсестра и др.).
В работе с родителями необходимо соблюдать следующие принципы взаимодействия :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны кате-горичность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно. И именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагогов разобраться в проблемах семьи и искренне желание помочь.
4. Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе- качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж педагога и учреждения в целом.
5. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления сотрудничества детского сада с семьей.
С чего же мы начинаем сотрудничество с родителями? В первую очередь мы изучаем и анализируем социальный состав родителей, их настрой и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. С этой целью мы совместно с социальным педагогом и педагогом – психологом проводим анкетирование и личные беседы с каждым родителем. Это помогает нам правильно выстроить работу с ними, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия как традиционные, так и нетрадиционные.
Анкетирование родителей помогает нам ближе познакомиться с ребенком и его индивидуальными особенностями. Их мы обязательно учитываем в своей работе.
Следующие формы работы для нас являются оптимальными и эффективными :
- дневник взаимодействия детского сада и семьи;
- информационная - доска, буклеты, папки – передвижки, информационный стенд;
- библиотека для родителей;
- сетевое взаимодействие, видеоролики из жизни детей группы;
- участие в творческих мастерских, мастер-классах, выставках детско-родительских работ, участие в утренниках.
Таким образом грамотно-выстроенная работа с родителями и разнообразие форм работы с семьями дает положительные результаты. Такая траектория доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.