Татьяна Гицевич
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие за последнее время в школе серьезные преобразования, введения новых образовательных стандартов и программ, интенсификация обучения обусловили предъявление высоких требований к будущим первоклассникам.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребёнка к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению. В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребёнка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Немаловажную роль в формирование готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. От того, какие традиции приняты в семье, какое место занимает будущий школьник, какова воспитательная линия членов семьи по отношению к нему, зависит очень многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Сила воспитательного влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и различных ситуациях и условиях, поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Тем более что, обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а организованные родителями игры и занятия дают хорошие результаты, даже если им отводятся немного времени.
Одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Доказано, что умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать до конца.
Переживание успеха - еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка. Взрослым необходимо создать ребенку условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.
Не следует забывать о том, что успешность обучения к школе будет зависеть от уровня сформированности разных сторон речи. Известно, что в результате общения с родителями дошкольник к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением и письмом в школе.
Исходя из тезиса Д. Б. Эльконина о том, что один из главных аспектов готовности к школе - это сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, в основу к своей работы мы взяли уровень сформированности предпосылок учебной деятельности:
- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умения ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
- умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
-умение работать по образцу.
Полученные результаты предварительного анкетирования и педагогической диагностики детей позволяют сделать вывод о преимущественном преобладании среднего и низкого уровней сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью.
Осуществление взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности детей к школьному обучению включало два направления: работа с детьми и работа с родителями.
По первому направлению нами реализуется проект "Тропинка к школе", имевшая целью формирование у детей предпосылок учебно - познавательной деятельности, развитие любознательности, самостоятельности, активности.
Содержание работы составила непосредственно организованная совместная образовательная деятельность детей и специалистов ДОУ по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, подготовке руки к письму, художественной деятельности, игры и упражнения с дидактическим материалом, коммуникативный тренинг, игроритмика. В работе с дошкольниками мы используем приемы развивающего обучения : необычное начало занятий, "дух открытий" на занятии, поддержание ощущения успешности и т. д.
Широкое применение получили коллективные формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе : родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, регулярные "Дни открытых дверей", на которых мы знакомим родителей с содержанием и методами подготовки детей к школе. Большое внимание мы уделяем индивидуальным формам работы с родителями : анкетирование, тематические консультации и беседы.
В рамках работы с родителями будущих первоклассников, мы организовали обсуждение следующих важных вопросов: психологическая готовность детей к школе, содержание физической готовности, эмоционально-волевая готовность, развитие мелкой моторики, речевое развитие, условия успешной адаптации к школе и др.
Результаты работы позволили сформулировать следующие выводы : совместная деятельность в семье ДОУ по формированию готовности детей к школьному обучению в значительной степени способствовала: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; повышению психолого - педагогической культуры родителей; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
Таким образом, система совместной работы семьи и ДОУ по формированию готовности к школьному обучению позволяет эффективно сформировать готовность детей к школе.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М. : Просвещение, 2001. - 223с.
2. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя детского сада,
Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. :Просвещение,2007г.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд. ,-СПб. : Питер,2012г.
4. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознание и индивидуальности. Книголюб,2015г.