Светлана Костина
Конспект урока по русскому языку в техникуме «Стили речи»
Конспект урока по русскому языку в техникуме
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Функциональные стили речи»
Учебная дисциплина: Русский язык
Публикация «Конспект урока по русскому языку в техникуме „Стили речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Специальность:15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Курс:1
Специальность: 27.02.04 Автоматические системы управления
Автор: Костина Светлана Ивановна, преподаватель
2023 г.
СОГЛАСОВАНО
___ ___
подпись расшифровка
«___»___20___г.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК
___
полное название ПЦК
Протокол №___
от «___»___20___г.
Председатель ПЦК
___ ___
подпись расшифровка
СОГЛАСОВАНО
на заседании службы
стандартизации
Протокол №___
от «___»___20___г.
Руководитель
службы стандартизации
___ Артюшенко Н. Н.
Тема «Функциональные стили речи»
Преподаватель Костина С. И.
Дата проведения
Учебная дисциплина /Профессиональный модуль Русский язык
Группа 1-23 АСУ-3
Тип учебного занятия комбинированный урок
Вид учебного занятия урок – практическое занятие
Цели:
Образовательные актуализировать знания студентов о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;
формировать умения находить характерные для каждого стиля признаки;
Развивающие способствовать развитию воображения, аналитического мышления, познавательного интереса, коммуникативных компетенций, памяти и внимания.
Воспитательные продолжать формирование уважительного отношения к языку, толерантного отношения студентов друг к другу; внимательности, ответственности, трудолюбия, способности к сотрудничеству, стремления к саморазвитию.
Планируемые результаты учебного занятия
Методы обучения - словесные
- наглядные
- репродуктивные
- частично-поисковые
-групповые
Элементы педагогических технологий - личностно-ориентированный подход
- технология развивающего обучения
- технология развития критического мышления через чтение и письмо
- гипертекстовая технология
- игровая технология
Межпредметные связи Литература. Цитаты.
Риторика. Фонетика. Орфоэпия.
Психология. Общение.
Внутрипредметные связи Формальное (официальное) образование, неформальное (неофициальное, среднее и профессиональное образование.
Оборудование урока Раздаточный материал
Список литературы
Основные источники:
1. Багрянцева В. А., Болычева Е. М., Галактионова И. В., Жданова Л. А., Литневская Е. И., Степанова Е. Б. Русский язык.
2. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., . Максимов Л. Ю. Чешко Л. А. Русский язык.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи. Учебник для 10-11 классов. – М: Просвещение. 2003.
Требуемое время 2 академических часа
№ п/п Этапы работы с указанием целей Содержание этапа
1. Организационный момент
Цели данного этапа:
1. Создание необходимого рабочего настроя
2. Формирование готовности к обсуждению вопросов, связанных с проблемами стилей речи
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Ожидаемые результаты
Взаимное приветствие, организация выявления темы занятия в совместной деятельности, объявление целей занятия.
Приветствие. Выявление темы занятия через анализ высказывания (приложение 1,ознакомление с целями занятия.
Создание необходимого рабочего настроя, формирование готовности к обсуждению вопросов, связанных с темой урока «Стили речи»
2. Актуализация опорных знаний
Цели данного этапа:
1. Повторение изученного материала
2. Активизация речевых навыков
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Ожидаемые результаты
Организация орфоэпической, акцентологической разминок учащимися, направленной на повторение и воспроизведение пройденной темы «Фонетика. Орфоэпия». Оценивается быстрота ответов, правильность произношения. Произношение слов в соответствии с критериями орфоэпии и фонетики.
Повторение и закрепление фонетики и орфоэпии.
3. Формирование практических умений и навыков
Цели данного этапа:
1. Ознакомление с новыми лексическими единицами по теме Образование
2. Продолжение формирования коммуникативных компетенций
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Ожидаемые результаты
Организация самостоятельной устной работы обучающихся над просмотровым и поисковым чтением текста Неформальное и формальное образование. Среднее и профессиональное образование, (приложение 3, организация деятельности студентов по выполнению заданий к тексту.
Просмотровое и поисковое чтение текста Неформальное и формальное образование. Среднее и профессиональное образование (приложение 3, поиск ответов на вопросы на понимание содержания текста.
Овладение новыми лексическими единицами по теме образование
.
4. Закрепление учебного материала (лексика)
Цели данного этапа:
1. Формирование навыка практического владения английским языком по теме Образование
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Ожидаемые результаты
Организация групповой работы с элементами игры по выполнению упражнений на закрепление лексики по теме Образование. Разделение студентов на команды (по рядам, ознакомление с упражнениями на знание лексики, (приложение 4, Устный опрос. Комментированное оценивание ответов студентов в соответствии с быстротой, правильностью фонетического, лексического и грамматического оформления высказываний.
Выполнение упражнений на закрепление лексики по теме Образование, (приложение 4) :
распределение слов по трем колонкам: неформальное образование, формальное образование, специальное образование, поиск «лишнего» слова в строке, нахождение соответствия между термином и его определением, заполнение пропусков в предложениях подходящими по смыслу словами, восстановление правильного порядка слов в предложениях по теме Образование.
Практическое владение английским языком по теме Образование
5.
6. Закрепление учебного материала (грамматика)
Цели данного этапа:
1. фрмирование практического умения распознавания и употребления простых времен в активном залоге в речи.
Домашнее задание
Цели данного этапа:
1. Закрепление употребления лексических единиц по теме Образование
2. Продолжение формирования навыка письменной речи на иностранном языке
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Ожидаемые результаты
Организация работы по актуализации знаний по теме простые времена в активном залоге,
активизации грамматических навыков по данной теме. Организация деятельности по выполнению грамматических упражнений на закрепление, (приложение 5).
Выполнение грамматических упражнений на закрепление теоретического материала по теме Простые времена в активном залоге, (приложение 5). Анализ грамматической таблицы. Устный перевод предложений, определение времени сказуемого, употребление глаголов в правильной грамматической форме в соответствии с временем, преобразование утвердительных предложений в одном из простых времен в вопросительные и отрицательные.
Практическое умение распознавания и употребления простых времен в активном залоге в устной и письменной речи.
Деятельность преподавателя Деятельность студентов Ожидаемые результаты
Объяснение того, что дается в качестве домашнего задания,
(написание сообщения о техникуме, как об образовательном учреждении специального образования, ознакомление студентов с требованиями к выполнению, критериями оценивания. Объем – 10 предложений, оценивается логичность, последовательность, аргументированность изложения, правильность лексического и грамматического оформления.
Прослушивание, записывание в рабочие тетради.
Умение употреблять лексические единицы по теме Образование в письменной речи.
Приложение 1
«Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Георг Гегель
Приложение 2
Текст № 1
Бездумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, всё оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой бархатистым налётом.
Текст № 2
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии сопровождаются сильными осадками.
Текст № 3
- Миш, а ты уже ел в нашей столовой?
- Спрашиваешь! Он вчера умял пять порций запеканки.
- Вот это аппетит!
- Слушай его. Он тебе лапши на уши навешает. Я съел всего две порции. Вкусная!
- А чья это затея соорудить новую столовую?
- Директора нашего.
Текст № 4
Грибы – тип низших растений, которые питаются органическими веществами. Около 70 тысяч грибов объединены в 5 классов. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения.
Текст № 5
Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь, как свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Текст № 6
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника? Стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, повторяют ту же операцию.
Репка
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладк! Расти, расти, репка, крепк!
Выросла репка сладк, крепк, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку.