Получи документы

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Людмила Ивановна Митрохина
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Тема урока : Имя существительное как часть речи.

Тип урока : урок изучения нового материала и комплексного применения изученного.

Цели урока :

• Активизировать знания учащихся о существительном как части речи;

• Совершенствовать навыки опознавания существительных среди других частей речи;

• Познакомить учащихся с многообразием значений имен существительных;

Публикация «Урок русского языка в 6 классе по теме „Имя существительное как часть речи“» размещена в разделах

Развивать лингвистическую компетенцию учащихся;

• Совершенствовать навыки правописания.

Задачи:

Образовательные:

• Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи», полученных в начальной школе;

• Развитие умения воспринимать информацию;

• Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;

• Обогащать словарный запас;

• Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных) :

• Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

• Развитие речевых способностей учащихся;

• Развитие умения работать в группе.

Развивающие:

Осуществление системно-деятельностного подхода;

• Развитие интереса к русскому языку;

• Развитие творческих способностей;

Воспитательные:

• Воспитание интереса и уважения к родному языку;

• Воспитание ценностного отношения к слову;

• Формирование навыков публичного выступления;

Развитие коммуникативных УУД:

• Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища

Формы и методы работы: здоровьесберегающая технология, групповая работа, аналитическая работа, коллективная.

Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Предметных:

В познавательной сфере:

• Распознавание имен существительных в речи и определение их морфологических признаков;

• Построение речевых высказываний с употреблением имен существительных;

• Владение лингвистической терминологией.

В ценностно-ориентационной сфере:

• Формирование любви к малой родине.

В эстетической сфере:

• Уметь видеть прекрасное в языке и художественном творчестве.

Метапредметных:

Регулятивных:

• Постановка учебной задачи;

• Владеть приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

• Умение работать в группах;

• Структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях.

Познавательных:

• Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Коммуникативных:

• Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

• Умение слушать и вести диалог; принимать коллективное решение;

• Сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

Личностных:

• Испытывать гордость за богатство и выразительность родного языка;

• Осознавать роль имен существительных в речи;

• Ориентировать в социальных ролях и межличностных отношениях.

Оборудование:

• компьютер, экран;

• презентация, содержащая задания; распечатка заданий

Х ОД УРОКА.

I.Оргмомент. Приветствие.

- Сегодня у нас гости- учителя русского языка и литературы школ района.

I I. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Притча: Лень и Работа

Вышли на прогулку Лень и Работа. Работа всему радуется, везде старается побывать. Где только можно — помочь, а Лень только зевает.

Вернулись они домой. Лень и говорит:

— Ох, и устала же я! Надо бы отдохнуть!

А Работа как ни в чем не бывало:

— Отлично отдохнула! Теперь с новыми силами — пора и за дело!

-Вот и нам пора за дело.

III.Актуализация знаний.

-Мы работаем в группах. Задания будут на листочках и на слайдах презентации. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Для разминки предлагаю вам работу. Это задание №1, смотрите листы с распечатанными заданиями.

1. Синтаксическая пятиминутка. Задания выполняются по группам.

Все записывают предложение.

1-я группа выполняет синтаксический разбор предложения

Файл 1:

В спокойн. м зеркал… озера отр. жались голубизна неба и зар. сли береговых ив.

Файл 2

2-я группа дает объяснение орфограмм.

Файл 3

3-я группа делает фонетический разбор слова «цирк», морфемный разбор слова «голубизна».

-Итак, послушаем участников групп. Начинает группа №2

Файл 2: Проверим работу ребят

Продолжает группа №1

Файл №3

Завершает работу по первому заданию группа №3

Файл №4

2. Беседа. Работа в группах: Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке. Вопросы:

1-я группа

- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

2- группа:

- Что изучает морфология?

3-я группа:

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

IV. Постановка цели и задач урока.

- Перед вами на слайдах короткие стихотворения. Прочитайте, подберите к ним названия, в которых будет отражаться тема стихотворения.

Работа в группах

1. Отпуск. Море. Песок. (Лето) ФАЙЛ 5

Поле. Пшеница. Колосок.

Бабочки. Пчёлы. Солнце. Жара.

Речка. Рыбалка. Улов. Уха.

2.. (Любимая еда) ФАЙЛ 6

Чай, конфета, шоколад

Сыр, печенье, мармелад

Булка, сливки, бутерброд

Фрукты, ягоды, компот.

3. Стол, компьютер, интернет ФАЙЛ 7

руки, голова, ответ

кружка, ложка, чай, поднос,

тексты, темы, спам, вопрос

-В чём особенность предложенных текстов?

-Подумайте, какая у нас сегодня тема урока? Правильно. Запишем в тетрадях число, тему урока «Имя существительное как часть речи».

- Вспомните, что вы уже знаете об имени существительном из начальной школы? ФАЙЛ 8 (корзина знаний)

- Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!

-Попробуйте определить задачи нашего урока. Что мы будем делать? (Закрепим имеющиеся знания, расширим свои представления о существительном, о его морфологических признаках и синтаксической роли)

V.Первичная проверка понимания

1.

Файл 9 «Имя существительное – хлеб языка»,- утверждал Л. В. Успенский. Как

вы понимаете смысл высказывания?

(Хлеб-главный. основной продукт на столе. Отсутствие его говорит о крайней нужде.

ФАЙЛ 10Так и отсутствие существительных в речи делает её непонятной, скучной) Действительно, установлено, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

2.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам интересное задание. ФАЙЛ 11

- Перед вами текст, прочитайте его. Найдите слова, похожие на существительные. Как вы это определили? (ВОПРОС ДЛЯ 1-ОЙ ГРУППЫ)

(можно поставить вопрос кто? можно заменить похожими существующими словами)

-Можно назвать эти слова существительными и вообще словами? (Нет, слова имеют лексическое и грамматическое значения)

-Что же такое имя существительное? (Ответы детей)

3.-Итак, имя существительное обозначает предмет. В лингвистике слово «предмет» имеет широкое значение. Давайте уточним, что конкретно может обозначать существительное. (Просмотр мультфильма) ФАЙЛ12

-Так что же могут обозначать имена существительные?

(Предметы, явления природы, события, чувства)

-Дополните ответ, используя упр. 510: что ещё могут обозначать имена существительные. ФАЙЛ 13

- Вопрос на внимание:

Как в ролике объясняется значение слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ФАЙЛ 14

Задания группам:

1-я: выписать только существительные, подумать, что они обозначают

Смелый, смелость; храбрый, храбрость; мужественный, мужество; добрый, доброта; бесстрашный, бесстрашие; отважный, отвага.

2-я группа: Синий, синева; красный, краснота; желтый, желтизна, чёрный, чернота;

белый, белизна; зелёный, зелень.

3-я группа: Бегать, бег, беговой; стрельба, стрелять; водительский, вождение, водить; рисовальный, рисовать, рисунок; слушательный; слух, слушать, удивить, удивление, удивительный.

ФАЙЛ 15ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Поиграем с вами в «ДА-НЕТ»

-Грамматическое значение существительного- значение предмета+

-Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными

-Имена существительные изменяются по падежам+

-Имена существительные изменяются по числам +

-Имена существительные изменяются по родам-

-Имена существительные в предложении только подлежащие-

Файл 16

5. Работа с текстом

У каждого человека есть родина. Дедилово -- моя родина. Здесь я родился, здесь живут мои друзья. О моей малой родине написано немало книг. В них рассказывается о селе в годы войны, о замечательных людях-тружениках. Меня всегда тянет на родину, если я далеко от неё. В сердце я храню песни родины.

-тема

-определите, каким членом предложения являются выделенные слова

VI.Этап рефлексии ФАЙЛЫ 17-18-19

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту: опорные конспекты для каждой группы разные

Опорный конспект

1-я группа:

1. Существительное – отвечает на вопросы …

Обозначает …

2. Морфологические признаки: собственное и …, одушевленные и …., род …., склонение.

Изменяется по числам, падежам

3. В предложении является.

Группа2:

1. Существительное – отвечает на вопросы …

Имеет общее грамматическое значение …

2. Морфологические признаки: постоянные…

Морфологические признаки (непостоянные, то есть, как изменяется…

3. В предложении является.

Группа3:

1. Дайте определение имени существительного (что такое сущ-ое…

2. Существительные, отвечающие на вопрос кто, называются …

Существительные, отвечающие на вопрос что? называются…

Таня, Кирилл, Иванова, Москва, Дедилово – это существительные…

Девочка, мальчик, имя, фамилия, город, село – это существительные…

3. Чаще всего существительные в предложении бывают (какими членами …

VII.Лист самооценки ФАЙЛ 20

-Ребята, урок наш закончился. Вы молодцы. У каждого из вас есть лист самооценки. Поработайте каждый в своём листочке. Оцените свою работу.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_24d38.pptx | 1067,62 Кб
 
Публикации по теме:

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе Цели урока: - обобщить и расширить сведения о существительном как части речи; - повторить морфологические признаки имени существительного;.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ. Работа с текстом Б. Екимова» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения недели русского языка и литературы в МОУ «Лицей №2» 11.02.2019 г.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Опубликовано: 22 июля 2023 в 09:24
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД