Заякина Александра
Урок русского языка в 4 классе «Устаревшие и новые слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Устаревшие и новые слова
Дата: 25.10.2021
Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми понятиями : устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.
2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.
Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Устаревшие и новые слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.
Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.
Тип урока : усвоение и изучение нового материала
Формы работы: работа в парах; индивидуальная работа, фронтальная.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Словарная работа Найдите и исправьте ошибки в словарных словах :
Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.
Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её). Индивидуальная работа, общеклассная работа.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. Тема урока – «Устаревшие и новые слова».
Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.
IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами). Просмотр слайдов
1. Закончи формулировку определения.
Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).
3. Выпишите устаревшие слова :
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.
4. Прочитайте предложение.
При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…
• Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
• Запишите предложение в исправленном виде.
• К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.
Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.)
5. Найдите «четвёртое лишнее».
• Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
• Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
• Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.
- Почему найденные вами слова лишние?
- К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)
- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?
Слайд с №1-33.
Общеклассная работа.
Работа в парах.
Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.
Слайд №36- 37.
Работа в парах.
Самопроверка.
Слайд №38- 39.
Работа в парах.
Самопроверка.
V. Знакомство с новыми словами (неологизмами). Знакомство с новым понятием.
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.
Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.
1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
2. Составьте с одним из неологизмов предложение.
Проверка.
Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.
Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.
- Какую роль в языке играют неологизмы?
(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.)
Слайд №40.
Слайд №41. работа в парах.
Слайд №42. Самопроверка
VI. Рефлексия. - Оцените свою работу на уроке. Слайд №43.
VII. Домашнее задание. Выписать из художественного произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45)
Таблица для работы на уроке.
Ф. И___
Содержание задания Выполнение задания Оценка
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).
3. Выпишите устаревшие слова :
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.
4. Прочитайте предложение.
При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.
5. Найдите «четвёртое лишнее».
Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.
Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.
Составьте с одним из неологизмов предложение.