Елена Тимофеева
Конспект урока-путешествия «Имя существительное»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : повторение, систематизация изученного. Форма проведения: урок-путешествие Цель урока : создать условия для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя существительное». Задачи урока : 1. Обучающая: практическое применение полученных знаний в учебной деятельности; 2. Развивающая: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, внимание; обогащение словарного запаса; 3. Воспитывающая: прививать любовь к родному языку, формировать интерес к познанию, к предмету; способствовать нравственному и эстетическому воспитанию. Формы организации учебной деятельности на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы обучения: опрос, практическая работа, коллективная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к предмету, проблемный. Оборудование: учебник «Русский язык», компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, листки с кроссвордами, сигнальные карточки.
Публикация «Конспект урока-путешествия „Имя существительное“» размещена в разделах
Ход урока:
1. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть вас, ваши замечательные улыбки и надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам массу положительных эмоций, новых открытий, заставит думать, рассуждать и принимать верные решения. Итак, мы начинаем.
2. Введение в тему урока.
Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? обычно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склоненья есть. Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное).
3. Сообщение темы и цели урока.
- Правильно, ребята, это имя существительное. И на сегодняшнем уроке мы с вами повторим, обобщим и систематизируем весь изученный материал о данной части речи.
- Урок сегодня необычный. Мы отправимся путешествовать по станциям, где вы сможете проявить себя, показать смекалку, сообразительность, быстроту мышления и находчивость. Мы усаживаемся поудобнее и отправляемся в путь.
Чтобы странствовать серьёзно, Нужно вам пока не поздно, Знания с собою взять, Думать, вспоминать и рассуждать.
4. Повторение и закрепление изученного.
1 станция «Соображайка».
Сейчас увидишь ты картинки, На них немного посмотри, Затем в тетради аккуратно Ты слово это запиши.
- Посмотрите на доску и скажите, что вы записали? - Дайте определение имени существительного. - По каким признакам можно условно разделить записанные вами имена существительные? - В чём особенность одушевлённых и неодушевлённых существительных? - Скажите, а сколько склонений в русском языке? - Приведите примеры существительных разных склонений. - А что значит «просклонять существительное»? - Сколько падежей в русском языке?
2 станция «Думайка».
Есть шесть братьев падежей, Нет на свете их дружней. Согласованно живут И порядок стерегут.
3 станция «Знайка». ( Используются сигнальные карточки: буквы Е - И в окончаниях существительных)
Буквы Е - И - гласные, Но в окончаниях существительных - порою опасные, Чтоб меньше ошибок вам допускать, Старайтесь правило всегда применять.
- Давайте же повторим, когда в существительных пишутся буквы - Е, - И?
4 станция «Вспоминайка». (Синтаксический разбор предложения)
Из слов составьте предложение, Чтоб мысль законченной была. Разбор скорей произведите, Все члены предложения подчеркните.
- Разобрать предложение по членам, дать полную характеристику предложению, составить схему.
- Чем являются существительные в предложении?
5 станция «Отгадайка». (Используется кроссворд)
Прочитаю вам загадки, Вы должны мне дать отгадки. Слова в кроссворде разместить, Ошибок стараться не допустить.
Вопросы:
1. Они бывают зимние, и летние, Весенние и осенние – Ребята все с нетерпеньем их ждут, Скажите, как же их зовут? (Каникулы)
2. Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу, Коромысло на носу (Очки)
3. Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам. (Масло)
4. Обида, ярость, раздраженье.
А рык стоит, ну словно лев.
И никакого нет сомненья,
Напал на человека …. (Гнев)
5. Она является залогом здоровья. (Чистота)
6. Не сиди и не скучай, Посильней нас раскачай. Вверх и вниз - и полетели, Любят смельчаков…. (Качели)
7. Я не вижу ничего, Даже носа своего. На моём лице повязка, Но не бинт, не перевязка. Есть такая вот игра, Вся играет детвора. (Жмурки).
8. Оно варилось в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать Ножницы, ключи. (Железо)
9. Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать. Затем осяду на коврах, На абажурах и шкафах, Потом на тюль, под потолок, Чтоб ты меня найти не смог. И буду я до той поры, Пока меня не вытрешь ты! (Пыль)
- В чём особенность существительных, которые вы отгадали и записали в кроссворд?
6 станция «Обобщайка»
- Какими знаниями об имени существительном вы уже обладаете? - Дайте полное определение этой части речи. - Приведите примеры: одушевлённых - неодушевлённых, собственных -нарицательных существительных.
5. Рефлексия.
- С помощью смайликов, лежащих на ваших партах, я хочу узнать, понравился вас сегодняшний урок или нет?
6. Подведение итогов.
- Итак, ребята, мы побывали на разных станциях, вспомнили и закрепили изученный материал. Я надеюсь, что вы готовы и дальше узнавать и открывать что-то новое, неизвестное о самой употребляемой части речи - имени существительном.