Никитина Елена
Урок «Птицы. Общая характеристика класса птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Птицы. Общая характеристика птиц.
Цель урока : ознакомить учащихся с характеристикой птиц; происхождением и внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полетом.
Задачи:
• Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
Публикация «Урок „Птицы, Общая характеристика класса птиц“» размещена в разделах
• Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
• Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.
Тип урока : объяснение новых знаний.
Форма урока : обучающая.
Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Технологии, используемые на уроке : информационно-коммуникационная, развивающего обучения, технология проблемного обучения, игровая (элементы, проектная (элементы, здоровье образовательная.
Межпредметные связи: информатика, русская литература, география.
Оснащение урока : мультимедийная установка, аудиозаписи, учебная презентация, раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы, перья разных типов.
Ход урока.
1. Организация класса.
1. 1 Эмоциональный настрой:
- В школе тепло?
- да.
- В классе светло?
- Да.
- Прозвенел уже звонок?
- да.
-Начинается урок. Хотите учиться?
- Да.
- Значит можно садиться. Настроенье каково?
- ВО!
1.2. Психологический настрой:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным,
Говорите чётко, внятно,
Чтобы всем было понятно.
Если хочешь отвечать, надо руку поднимать
Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
2. Введение в тему урока.
- Дорогие ребята и гости нашего урока, я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что вы очутились в лесу. Здесь так много интересного. Какие звуки можно услышать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц).
Звучит музыка «Пение птиц в лесу и флейта».
- Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях, которые вы испытали, когда слушали звуки леса. (Рассказы учащихся).
2.1. Актуализация знаний.
- Чтобы узнать тему урока, вам надо разгадать ключевое слово. Выберете правильные ответы по теме «Пресмыкающиеся» и составьте из них по вертикали слово.
1. С - беспозвоночные
2. П - тело покрыто роговыми чешуйками
3. К - дышат лёгкими и кожей
4. Т - холоднокровные
5. О - размножаются в воде
6. Р - яд находится на кончике языка (у змей)
7. И - конечности пятипалые без перепонок
8. Ц - внутреннее оплодотворение
9. А - один круг кровообращения
10. Ы - сердце трёхкамерное
Ключевое слово - ПТИЦЫ.
2.2. Постановка цели урока.
Итак, тема нашего урока «Птицы. Общая характеристика».
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с ещё одним классом позвоночных животных ПТИЦЫ, выяснить их происхождение, рассмотреть их внешнее строение, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.
3. Объяснение темы урока.
Так кто такие птицы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она – ОРНИТОЛОГИЯ.
ОРНИТОЛОГ – это учёный, который занимается изучением жизни птиц. Он проводит наблюдения. Записывает их, изучает и делает выводы.
3.1. Происхождение птиц.
Один из «кандидатов» на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был АРХЕОПТЕРИКС, что в переводе с латинского означает «древнекрылый». Он одновременно обладал чертами и птиц и рептилий : у него были зубы, рёбра, пальцы с когтями, длинный хвост и крылья, покрытые перьями. На передних конечностях находились 3 пальца (на каждом крыле, которые заканчивались острыми когтями. Летал он ещё плохо, планировал только с дерева на дерево, размером был с ворону. Жил около 150 млн лет назад.
(Картинка АРХЕОПТЕРИКСА)
Птицы – это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается около 9 тысяч видов. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась.
ВИДЕО «ПОЛЕТ ПТИЦ»
Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринуждённо взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.
- Почему птицы летают?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать существенный признак птиц, который отличает их от других животных.
3.2. Знакомство со строением птиц.
Давайте рассмотрим внешнее строение птиц.
Части тела птиц : голова, шея, туловище, крылья, цевка.
Отличительные признаки птиц от других животных :
А). тело покрыто перьями
Б). есть крылья для полёта (но не все птицы умеют летать)
В). Есть клюв.
Птичий нос не только нос, он ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов.
Без клюва птица – как мы без рук.
У птицы две ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длинна ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка, между пальцами кожные перепонки. Они помогают птицам грести лапками, будто вёслами.
Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев у птиц тоже разная. Она зависит от местообитания птиц. Птицы, которые целый день проводят в воздухе, имеют крылья длинные и узкие. У лесных птиц крылья короткие и широкие. Поэтому они могут летать между стволами деревьев. У крупных птиц, парящих над морем, крылья длинные и широкие. Такие птицы подолгу могут кружить в воздухе, лишь изредка взмахивая крыльями. Крыло птицы по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает на месте и очень быстро машет крыльями.
(Рассмотреть в учебнике на стр. 126 рис. 83)
Всё тело птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц. Они придают телу обтекаемую форму, что очень важно при полёте.
- На столах у вас лежат перья. Давайте рассмотрим их строение. Большинство перьев состоит из стержня, опахала и очина.
Перья у птиц делятся на : контурные (маховые, кроющие, рулевые) и пуховые (пух).
Контурное перо – формирует контур тела птиц.
Маховые перья – это длинные перья, предназначенные для полёта, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.
Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы.
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. У них очень тонкий стержень. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером.
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем.
А знаете ли вы, что раньше в старину, когда не было шариковых ручек, люди писали птичьими перьями. Наиболее удобное и крепкое было гусиное перо. Его обрабатывали специальным образом, макали в чернила и писали по бумаге. Таким пером сочиняли свои произведения многие поэты и писатели, в том числе и А. С. Пушкин.
4. Физминутка.
Игра «Что? Где? Когда?»
Под мелодию передачи «Что? Где? Когда?» выносится чёрный ящик. Игра заключается в том, что учитель зачитывает описание животного, а ученики должны отгадать это животное. Назвать какое изобретение было сделано человеком, наблюдая и изучая это животное.
В чёрном ящике находятся ответы (картинки этих животных и изобретений).
5. Закрепление.
5.1. Прочитать учебник на стр. 124-127.
5.2. Выполнить тестовое задание:
Выберите правильный ответ.
А). У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть: хвост, шея, крылья, кости.
Б). На ногах есть роговые чешуйки, что свидетельствует о их родстве с:
пресмыкающимися, земноводными, кольчатыми червями.
В). Обтекаемая форма тела птиц – это приспособление к:
полёту, размножению, поиску корма, защите от хищников.
6. Рефлексия.
Стих «Мы и птицы».
Мы птиц проходим
Всё, как есть
Строенье, оперенье,
и что, и сколько могут съесть
Полёт их и паренье.
Мы птиц проходим.
А они –
Они нас пролетают
Глядят на школьные огни
И знать про нас не знают.
Живут среди ветвей густых
Своих птенцов выводят
Покуда школьники про них
Каракули выводят.
Вот если бы наоборот,
Летали б мы на воле,
Тогда они бы круглый год
Нас проходили в школе.
О чём болтаем, что зубрим,
Что на обеде съели.
С кем подрались…
А мы бы им чирикали и пели!
7. Итог урока. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Из карточки со словами выбрать и подчеркнуть то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.
1. Рябина. 2. Макароны
3. Семечки. 4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб. 6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты 8. Яблоко
9. Пшено (крупа) 10. Гречневая каша
11. Сало соленое 12. Кусочки сырого сала и мяса.
13. Овсяные хлопья 14. Семя тыквы, арбуза, дыни.
Государственное бюджетное областное управление
Луганской Народной Республики
Кленовая специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат.
Методическая разработка
открытого урока
в 8 классе по теме :
«Птицы. Общая характеристика
и внешнее строение птиц».
Учитель-дефектолог: Никитина Елена Анатольевна
2017-2018 уч. год