Обухов Сергей Александрович
Конспект урока для 4 класса по физической культуре для детей с легкой умственной отсталостью «Урок-путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Учитель: Обухов Сергей Александрович
Класс 4 Вид класса : Лёгкая степень умственной отсталости.
УМК (программа). «Программа физического воспитания для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с лёгкой степенью умственной отсталости. 3 – 9 кл.» Вид программы – модифицированная.
Тип урока : Урок-путешествие (нетрадиционный).
Тема урока. Преодоление препятствий.
Публикация «Конспект урока для 4 класса по физической культуре для детей с легкой умственной отсталостью „Урок-путешествие“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Темочки
Цель. Формировать знания и представления о необходимости соблюдения правил безопасности при преодолении полосы препятствий и бережном отношении к своему здоровью.
Задачи. Приучать к участию в совместных подвижных играх, выполнять основные правила, технику безопасности, поощрять двигательную актив-ность, воспитывать интерес к занятиям.
Формы работы. Фронтальная, индивидуальная.
Технологии и методы работы. Технологии игровые, образовательные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, индивидуальный, диф-ференцированный поход. Методы: игровой, соревновательный, наглядный, словесный.
Оборудование. Магнитофон, обручи, маленькие и большие мячи, верёвка, кубики, гимнастические скамейки, гимнастические маты, шведская лест-ница, пособие из картона: грибы, ягоды, цветы, лепестки ромашки.
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающегося Индивидуальная
работа Результаты
I. 1. Построение в шеренгу, приветствие, отме-тить присутствующих.
2. Чёткая постановка целей и задач.
3. Основная стойка, построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг, в колонну по од-ному.
4. Ходьба обычная в обход по залу по прямой, по диагонали, змейкой.
5. Упражнение на дыхание.
6. ОРУ на месте. Разминка:
а) И. П. : ноги на ширине ступни, параллельно, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх (подняться на носки); 3 – руки в стороны; 4 – вернуться в И. П.
б) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 – вернуться в И. П. То же влево.
в) И. П. : основная стойка, руки на поясе. 1–2 – присесть, руки вынести вперёд; 3–4 – вернуться в И. П.
г) И. П. : основная стойка, руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – вер-нуться в И. П.
д) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками.
е) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх, посмотреть вверх – вдох, руки опу-стить – выдох.
ж) И. П. : стоя, ноги вместе, руки на поясе, локти в стороны. Ходьба на носках с высоким подниманием колен («цапля»).
з) «Потяни». И. П. : сидя на полу, руки вдоль туловища. 1–4 – плавно поднять руки через сто-роны вверх, пальцы сцепить в замок, потянуться, вернуться в И. П.
и) «Обхвати плечи». И. П. : стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Резко обхватить руками плечи – выдох, вернуться в И. П.
к) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч. Поднять-ся на носки, руки через стороны, спина прямая – вдох; опустить руки, опуститься на пятки – вы-дох.
7. Упражнения на дыхание.
8. Ору в движении:
а) прыжки на одной и двух ногах с продвиже-нием вперёд.
9. Упражнения на дыхание и расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
10. Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках, медленно продвигаясь вперёд.
11. Медленный бег с подскоками, преодолевая препятствия, с переходом на ходьбу.
12. Упражнения на дыхание и расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
Учитель: Задача урока заключается в том, что, преодолевая различные препятствия (основные виды движения – ходьба, прыжки, лазание, бег, вы, ребята, должны дойти до сказочной поляны в лесу, где увидите много интересного. При этом одновременно нужно принимать уча-стие в совместных подвижных играх, выпол-нять основные правила, технику безопасности, проявлять интерес к занятию. По инструкции учителя дети выполняют за-дание.
1. Построение в шеренгу.
2. Чёткая постановка целей и задач.
3. Основная стойка, построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг, в колонну по од-ному.
4. Ходьба обычная в обход по залу по прямой, по диагонали, змейкой.
5. Упражнение на дыхание.
6. ОРУ на месте. Разминка:
а) И. П. : ноги на ширине ступни, параллельно, руки на поясе. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх (подняться на носки); 3 – руки в стороны; 4 – вернуться в И. П.
б) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 – поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 – вернуться в И. П. То же влево.
в) И. П. : основная стойка, руки на поясе. 1–2 – присесть, руки вынести вперёд; 3–4 – вернуться в И. П.
г) И. П. : основная стойка, руки на поясе. 1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – вер-нуться в И. П.
д) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками.
е) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх, посмотреть вверх – вдох, руки опу-стить – выдох.
ж) И. П. : стоя, ноги вместе, руки на поясе, локти в стороны. Ходьба на носках с высоким подниманием колен («цапля»).
з) «Потяни». И. П. : сидя на полу, руки вдоль туловища. 1–4 – плавно поднять руки через сто-роны вверх, пальцы сцепить в замок, потянуться, вернуться в И. П.
и) «Обхвати плечи». И. П. : стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Резко обхватить руками плечи – выдох, вернуться в И. П.
к) И. П. : стоя, ноги на ширине плеч. Поднять-ся на носки, руки через стороны, спина прямая – вдох; опустить руки, опуститься на пятки – вы-дох.
7. Упражнения на дыхание.
8. Ору в движении:
а) прыжки на одной и двух ногах с продвиже-нием вперёд.
9. Упражнения на дыхание и расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
10. Бег на месте с высоким подниманием бедра, на носках, медленно продвигаясь вперёд.
11. Медленный бег с подскоками, преодолевая препятствия, с переходом на ходьбу.
12. Упражнения на дыхание и расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выполнении задания нуж-дающимся детям.
Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выпол-нении задания нуждающимся де-тям.
Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выпол-нении задания нуждающимся де-тям.
Положительная ди-намика развития познавательных способностей. Повышение мотивации к двигательному, ак-тивному здоровому образу жизни.
Положительная динамика развития познавательных способностей.
Повышение моти-вации к двигатель-ному, активному здоровому образу жизни.
Положительная динамика развития познавательных способностей.
Повышение моти-вации к двигатель-ному, активному здоровому образу жизни.
II. Играет музыка.
1. Построение в колонну по одному, ходьба по начерченной белой линии друг за другом в обход по залу (коррекция координационных способностей и равновесия).
2. Ходьба по трём гимнастическим скамейкам друг за другом (представим, что на пути по-явилась река, через которую проложен мо-стик). надо пройти аккуратно, чтобы не упасть в реку (коррекция координационных способностей и равновесия). Отдых.
Игра «Солнце – дождик». Домики – обручи. Светит солнце. дети гуляют, отдыхают. Учитель говорит: «Ребята, сейчас пойдёт дождь, прячемся в домики». Ребята разбегаются и прячутся в домики. Затем учитель говорит, что светит солн-це. ребята отдыхают, гуляют. (Повторить не-сколько раз).
3. «Через кочки и пенёчки». Пройдём по боло-ту, не замочив ноги.
Ребята прыгают через палочки (можно через мячи, кубики) «с кочки на кочку» (развитие прыгучести, ловкости, внимания).
4. Упражнение на дыхание.
5. Отдых. Игра «Мяч соседу».
Ребята становятся в круг и передают большой мяч соседу по кругу и в обратном направлении. Если кто-то из ребят уронит мяч, значит выходит из игры.
6. Путь продолжается, впереди узкая тропинка.
Ребята строятся в колонну, берут друг друга крепко за пояс и передвигаются в таком направ-лении по прямой линии. Игра называется «Паровозики» (направлена на коррекцию равновесия, координацию движений).
7. Представим, что впереди небольшая гора (шведская лестница, и эту гору надо пре-одолеть, чтобы идти дальше.
Ребята поднимаются по лестнице на 5–6 сту-пени и видят издалека сказочную поляну, спус-каются с лестницы и подходят к поляне. (Со-вершенствование лазания, ловкости, внимания).
8. На поляне много грибов, ягод, шишек, цветов.
Детям предлагается собирать с поляны ягоды, грибы, шишки, цветы (коррекция мелкой мото-рики, внимания, ловкости, мышления).
9. Отдых. Упражнение на дыхание.
Учитель: Мы к лесной полянке вышли,
поднимая ноги выше,
через кустики и кочки,
через ветки и пенёчки.
Вы, ребята, аккуратно так шагали,
не споткнулись, не упали!
Молодцы!
А сейчас мы поиграем, ловкий кто из вас – узнаем!
а) Подвижная игра «У медведя во бору».
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя. На другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома по направлению к бер-логе и говорят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит». После этих слов медведь выбегает из берлоги и начи-нает ловить (салить) играющих. Дети стараются убежать в свой дом. Когда медведь поймает 4–5 человек, назначается новый медведь. Пойманные (осаленные) дети находятся в берлоги до назначения нового медведя.
б) Подвижная игра «Карусель».
Играющие становятся в круг. На полу лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки за-вязаны). ребята поднимают её с пола и, держась за неё правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а по-сле слов «бегом» – бегут. По команде учителя «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на пол и разбегаются по площад-ке (полянке). По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться за верёвку рукой, и игра возобновляется.
10. Упражнение на дыхание. Выполнение задания по инструкции учителя.
1. Построение в колонну по одному, ходьба по начерченной белой линии друг за другом в обход по залу (коррекция координационных способностей и равновесия).
2. Ходьба по трём гимнастическим скамейкам друг за другом (представим, что на пути по-явилась река, через которую проложен мо-стик). надо пройти аккуратно, чтобы не упасть в реку (коррекция координационных способностей и равновесия). Отдых.
Игра «Солнце – дождик». Домики – обручи. Светит солнце. дети гуляют, отдыхают. Учитель говорит: «Ребята, сейчас пойдёт дождь, прячемся в домики». Ребята разбегаются и прячутся в до-мики. Затем учитель говорит, что светит солнце. ребята отдыхают, гуляют. (Повторить несколько раз).
3. «Через кочки и пенёчки». Пройдём по болоту, не замочив ноги.
Ребята прыгают через палочки (можно через мячи, кубики) «с кочки на кочку» (развитие пры-гучести, ловкости, внимания).
4. Упражнение на дыхание.
5. Отдых. Игра «Мяч соседу».
Ребята становятся в круг и передают большой мяч соседу по кругу и в обратном направлении. Если кто-то из ребят уронит мяч, значит выходит из игры.
6. Путь продолжается, впереди узкая тропинка.
Ребята строятся в колонну, берут друг друга крепко за пояс и передвигаются в таком направ-лении по прямой линии. Игра называется «Паро-возики» (направлена на коррекцию равновесия, координацию движений).
7. Представим, что впереди небольшая гора (шведская лестница, и эту гору надо преодо-леть, чтобы идти дальше.
Ребята поднимаются по лестнице на 5–6 сту-пени и видят издалека сказочную поляну, спус-каются с лестницы и подходят к поляне. (Совер-шенствование лазания, ловкости, внимания).
8. На поляне много грибов, ягод, шишек, цветов.
Детям предлагается собирать с поляны ягоды, грибы, шишки, цветы (коррекция мелкой мото-рики, внимания, ловкости, мышления).
9. Отдых. Упражнение на дыхание.
а) Подвижная игра «У медведя во бору».
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя. На другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома по направлению к бер-логе и говорят: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит». После этих слов медведь выбегает из берлоги и начина-ет ловить (салить) играющих. Дети стараются убежать в свой дом. Когда медведь поймает 4–5 человек, назначается новый медведь. Пойманные (осаленные) дети находятся в берлоги до назна-чения нового медведя.
б) Подвижная игра «Карусель».
Играющие становятся в круг. На полу лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки за-вязаны). ребята поднимают её с пола и, держась за неё правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Играющие двигаются сначала медленно, а по-сле слов «бегом» – бегут. По команде учителя «Поворот!» они быстро берут верёвку другой ру-кой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на пол и разбегаются по площад-ке (полянке). По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться за верёвку рукой, и игра возобновляется.
10. Упражнение на дыхание. Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выпол-нении задания нуждающимся де-тям.
Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выпол-нении задания нуждающимся де-тям.
Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выпол-нении задания нуждающимся де-тям.
Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь при выпол-нении задания нуждающимся де-тям.
Положительная динамика развития познавательных способностей.
Повышение моти-вации к двигатель-ному, активному здоровому образу жизни.
Личностные ре-зультаты:
– способность к осмыслению соци-ального окружения, своего места в нём;
– знание правил поведения на уроке;
– проявление дис-циплинированно-сти, трудолюбия и упорства в дости-жении поставлен-ных задач;
– овладение навы-ками адаптации (умение слушать учителя, умение взаимодействовать с учителем и сверстниками);
– формирование бережного отно-шения к матери-альным ценностям (к спортинвентарю, оборудованию);
– формирование установки на без-опасный здоровый образ жизни (знание правил утренней гигиены и их значение для человека);
– овладение соци-ально-бытовыми умениями, исполь-зуемыми в повсе-дневной жизни (ак-куратность в спор-тивной одежде, умение приводить с/з в порядок после урока).
Предметные ре-зультаты:
– освоение двига-тельных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
– совершенствова-ние физических ка-честв : ловкости, силы, быстроты, выносливости;
– освоение доступ-ных видов физкультурно-спортивной деятельности;
– интерес к опре-делённым видам физкультурно-спортивной дея-тельности : по-движные и спор-тивные игры, ходь-ба на снегоступах, лыжах, игра в пио-нербол, баскетбол.
III. Заключи-тельный III. 1. Построение в шеренгу.
2. Упражнения на дыхание и расслабление мышц верхних и нижних конечностей.
3. Оценка занимающихся, итоги урока.
4. Домашнее задание.
5. Убрать спортивный инвентарь. 1. Обучающиеся строятся в шеренгу.
2. Выполняют упражнения на дыхание и вос-становление мышц верхних и нижних конечностей.
3. Повторяют с учителем домашнее задание.
4. Убирают спортинвентарь. Учитывается осо-бенность каждого обучающегося.
Индивидуально оказывается по-мощь в выполне-нии задания нуж-дающимся детям. Положительная динамика развития познавательных способностей.
Повышение моти-вации к двигатель-ному, активному здоровому образу жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасова М. В. Я иду на урок физической культуры. – М. : ООО Издательство «Первое сентября». 2002.
2. Кагорова В. С. Книга учителя физической культуры. – М. : Физкультура и спорт. 1973.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО. 2004.
4. Болонов Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. – М. : ТЦ Сфера. 2009.