Елена Невидимова
Урок развития речи для учащихся коррекционной школы «Зимующие птицы. Синицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Зимующая птица : синица.»
Задачи:
расширить знания обучающихся, воспитанников о птицах, формировать умения составлять связное устное высказывание, отрабатывать навык группировки слов, учить образовывать сложные прилагательные, составлять и распространять предложения;
развивать зрительное восприятие на основе упражнений в различении;
воспитывать мотивацию к учению, экологическую культуру обучающихся, воспитанников.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Публикация «Урок развития речи для учащихся коррекционной школы „Зимующие птицы, Синицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синица, синичка
- Темочки
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звучит запись голосов птиц. На экран проецируются слайды с изображением птиц.
Какие ассоциации возникают при произнесении слова “птицы”?
Что вы представляете? (Синева неба, красота полёта, свобода, радость, красивая песня. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц украшением природы.)
- Как вы считаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Попробуйте хоть на минутку представить себе нашу планету без птиц. Если исчезнут птицы, то человек и весь животной мир погибнет. И чтобы этого не случилось, чтобы не произошло экологической катастрофы на планете Земля, мы должны беречь и охранять наших пернатых друзей, помогать им в зимнее время. Чтобы не навредить им, необходимо знать повадки, образ жизни, в какой помощи нуждаются.
Цель у нас совсем простая--
Наши знанья показать.
А в итоге вы получше
Будете о птицах знать.
1. Прогнозирование по иллюстрациям. Упражнение на исключение. Слайд №1.
Кто изображён на экране? Подберите обобщающее слово. (Это птицы).
- Назовите их. (Дети называют всех птиц).
-Молодцы, вы правильно назвали всех.
- На какие две группы можно разделить этих птиц. (Зимующие, перелётные).
Следующий слайд пустой. Куда же исчезли все птицы? Они решили поиграть с нами в прятки. Найдите в ряду букв названия всех птиц, которые были на экране.
2. Упражнение «Прятки». (Дифференцированное по объёму задание на карточках).
Игра «Прятки». ПЛОПСИНИЦАОИЛИОВОРОБЕЙОИИИИЬИГАЛКАООЛОИ
ЛОПТОЛВОРОНАЬИБТБЬЛАСТОЧКАМЛИОЛМИСКВОРЕЦ
СМТДЯТЕЛОЛПОПЛСОЛОВЕЙДЛИТБЬИВОЛГАИМЬБСОВА
3. Упражнение на исключение. (Работа в парах у доски)
- Проверьте: всех птиц вы нашли? Назовите их. (Дети называют птиц, а педагог вывешивает на доску карточки с названием этих птиц).
- Посмотрите внимательно, правильно ли я разделила птиц на группы.
- Как одним словом можно назвать птиц в 1-ой группе, 2-ой группе? (Зимующие, перелётные).
- Почему этих птиц называют зимующими? Перелётными? Докажите.
4. Кластер. Мини -вывод.
II. Введение в тему.
Постановка проблемы.
Посмотрите на экран. Прочитайте слова. Что их объединяет?
Хотите узнать? Тогда смотрите и слушайте. Это синицы.
Кто догадался и назовёт тему урока.
Эти мелкие лесные птицы имеют плотное сложение, короткий клюв и многие из них награждены контрастной окраской. Питаются они насекомыми и семенами растений.
Кроме всем известной желтогрудой синицы большой существуют и другие виды синиц : лазоревка, московка, гаичка, ополовник, хохлатая синица.
Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. Из наших синиц голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, и то лишь на макушке. А имя своё синицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом. Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный.
Истребление вредных насекомых во все времена года — это и есть основная польза, которую приносят синицы человеку. Чтобы привлечь синиц, люди часто сооружают для них искусственные домики (синичники).
Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые даже сложена пословица: «Мала синичка, да коготок остёр».
В ноябре мы отмечаем «Синичкин» день. Многие дети и просто неравнодушные люди с наступлением холодов заботятся о птицах - устанавливают кормушки. Это очень важно, особенно зимой, когда на согрев маленького пернатого существа необходима энергия, которую птицы берут из пищи.
Помните, что начав подкормку, нельзя её на время прерывать. В мороз, снегопад огромное количество синиц умирает от голода.
Синицы хорошо помнят места, где их кормили, и в следующую зиму возвращаются не только сами, но и приводят с собой молодняк. Пережив зиму рядом с людьми, весной синицы улетают в родные леса.
Какое же меню предложить птицам? Вкусным лакомством послужат подсолнечные семечки, свиное сало, хлеб, отварной рис, гречка, перловка, картофель. Если вы будете регулярно организовывать птицам столовую, то они станут постоянными гостями вашего двора.
Вывод.
На основе наблюдений за синицами и изучения литературы были сделаны выводы о том, что синицы - полезные птицы. Они охраняют зеленые насаждения от вредных насекомых, поэтому люди должны:
соблюдать правила поведения в природе;
делать для птиц кормушки и подкармливать их зимой;
защищать и охранять птиц.
III. Закрепление.
Если вы внимательно меня слушали. То следующее задание будет очень лёгким для вас.
Упражнение «Правда ли,что.»
У синицы острый клюв.
У большой синицы жёлтая грудка.
У синицы слабые лапки и коготки.
Синицы любят свиное несолёное сало, семечки подсолнуха, хлебные крошки.
Синица любит ржаной хлеб.
Уничтожают вредных насекомых.
Запасают еду.
Выкапывает себе нору.
Синица- это зимующая птица.
Ложится в спячку.
Правда ли, что синица кормит своих птенцов до 1000 раз?
Правда ли, что «синичкин» день отмечают в апреле?
3. Физминутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут "крыльями")
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Упражнение "Скажи одним словом"
У синицы острый клюв, она … (остроклювая).
У синицы чёрный хвост, она … (чернохвостая).
У синицы чёрные крылья, она … (чернокрылая).
У синицы жёлтая грудка, она. (желтогрудая)
Упражнение "Продолжи предложение"
Зимующих птиц нужно подкармливать, потому что. (трудно найти корм, мало корма).
Большую синицу называют желтогрудой, потому что … (жёлтая грудка)
Составление синквейна
Составьте синквейн понятия “птицы”.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк:
– понятие (слово);
– признаки предмета (два слова);
– действия предмета (три слова);
– предложение (из четырех слов);
– близкое по значению слово-вывод (одно слово).
Пример синквейна:
Синицы.
Красивые, удивительные.
Летают, бегают, поют.
Птицы украшение нашей природы.
Друзья.
Творческий рассказ обучающихся, воспитанников "Синичка" с опорой на синквейн.
Составление текста-повествования по плану
Особенности строения синицы
1) Оперение, крылья.
2) Лапки и хвост.
3) Особенности поведения.
4) Моё отношение к этой птице.
III. Беседа "Берегите птиц"
Птицы приносят природе и человеку огромную пользу, потому что они уничтожают вредных насекомых, помогают опылять культурные и дикорастущие растения, способствуют распространению плодов и семян. А сколько удовольствия получает человек от общения с птицами, наслаждается их мелодичными пением.
Птицы нуждаются в нашей помощи во все времена года. Нельзя беспокоить и тревожить птиц в гнездах : они могут их покинуть, и тогда птенцы погибнут. Птицы не только украшают наши леса, радуют нас звонкими красивыми песнями, но и сохраняют зеленые насаждения от вредных насекомых и сберегают урожай.
IV. Заключительная часть.
Что вы узнали нового на уроке? С какими птицами познакомились? Для чего нам эти знания?
1. Кластер.
2. Видеоролик.
V. Рефлексия
Оценка деятельности обучающихся, воспитанников.
Вы были активными, любознательными, очень старались, поэтому я с удовольствием ставлю вам пятёрки.
А теперь вы оцените урок. Перед вами лежат смайлики, выберите тот, который соответствует настроению.