Наталья Князькова
Урок по русскому языку во 2 классе «Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по русскому языку во 2 классе.
Тема урока : «Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением».
Цели:
-формировать умение находить ранее изученные и запоминать новые слова с непроверяемыми безударными гласными (январь, февраль, месяц);
- закрепить умение подбирать к словам однокоренные слова;
- формировать умение единообразно писать корни родственных слов;
Публикация «Урок по русскому языку во 2 классе „Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением“» размещена в разделах
- Безударные гласные. Конспекты уроков
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- развивать орфографическую зоркость; формировать умение находить и проверять безударные гласные звуки в корне слова;
- закрепить умение правильно писать слова с буквами безударных гласных звуков, проверяемых ударением;
- развивать устную и письменную речь детей,
- повторить алфавит;
- закрепить умение записывать слова в алфавитном порядке;
- учить анализировать, сравнивать,
- развивать внимание, фонематический слух;
- формировать умение работать в группе.
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2 кл., 2 магнитные доски, магниты, карточки со словамидля групповой работы, буквы, которые нужно вставить вместо пропусков, сигнальные карточки, блокноты с крупными буквами (А, О, Е, И, Я)
Ход урока.
1) Организационный этап.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Начинаем урок русского языка с орфографической пятиминутки.
Закрепляем умение правильно писать слова с буквами безударных гласных звуков, проверяемых ударением. Возьмите блокноты с буквами гласных звуков (А, О, Е, И, Я).
Я называю слово. Вы подбираете проверочное и по моей команде поднимаете букву безударного гласного. Потом кто-то один называет проверочное слово.
Нора, лиса, площадка, лежит, большой, силач, ряды, черта, линейка, пятёрка, восьмёрка, семёрка, зимой, четыре, повар, вязал, кричал, птенцы, висит, страна, деревья, пастух, пищит, тянул, сидит, больной, ленивый, красивый, кривой, прямой, весёлый, дарил, тащить, несёт.
Чистописание.
я ся яц ф фев ва
январь февраль месяц
2) Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.
Чем похожи все эти слова?
январь февраль месяц
(В них 2 слога. В каждом слове есть безударный гласный звук, близкий к [и], первый, третий и последний звуки – согласные.
Слова объединены одной темой («Месяцы»).
Это имена существительные неодушевлённые, нарицательные, мужского рода, единственного числа. В этих словах одинаковые орфограммы - буквы безударных гласных звуков, непроверяемых ударением.) Значит, это словарные слова. Их написание нужно ___ (запомнить) или ___ (проверять по словарю).
Догадайтесь, какой будет тема сегодняшнего урока. (Правописание слов с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением.)
Чем мы будем заниматься? (Будем запоминать слова из словаря, составлять и записывать предложения с такими словами.)
Разделите эти слова на слоги. (Ян/варь, фе/враль, ме/сяц)
Назовите ударный слог в каждом слове. Подчеркните букву безударного гласного, непроверяемого ударением, в безударном слоге. Прочитайте слова орфографически 3 раза. Назовите орфографически однокоренное слово к слову «январь» (январский, к слову «февраль» (февральский).
Какой ещё зимний месяц знаете(«Декабрь» - произнести орфографически 3 раза.)
Придумайте предложение с новыми словами из словаря.
Запишем под диктовку.
Декабрь, январь и февраль – зимние месяцы.
Проверка – орфографическое чтение, указываем все знаки препинания.
Кто считает, что допущена ошибка, показывает красную сигнальную карточку.
3) Закрепление изученного материала.
«Дырочное письмо»
В морозные январские деньки ярко светит солнышко.
- У кого есть «дырочки»? Молодцы, что увидели «опасные места» в словах предложения.
Проверка. Орфографически читает ребёнок, у которого нет пропусков букв. Сигнализируем (всё правильно – синий круг, есть ошибка – красный).
- Какие словарные слова встретились в этом предложении? Поставьте в них знак ударения и подчеркните буквы безударных гласных звуков, непроверяемых ударением.
В каком слове есть орфограмма «буква безударного гласного звука, проверяемого ударением»? Поставьте знак ударения и подчеркните орфограмму. Назовите проверочное слово.
№163 – прочитайте задание.
- По какому признаку слова распределены на группы?
Читаем орфографически слова из первого столбика.
- Какие ещё слова с непроверяемой буквой «е» знаете?
(Аналогично разбираем другие столбики.)
- Что мы должны сделать со словами каждой группы? (Записать их в алфавитном порядке).
Вспомним алфавит (1 – 2 ребёнка).
Самостоятельная работа.
1 ряд записывает в алфавитном порядке слова из 1 столбика, 2 ряд – из второго, 3 ряд – из 3 столбика. Ставим знак ударения, подчёркиваем букву безударного гласного звука, непроверяемого ударением.
Резерв – 4 столбик.
Проверка: орфографическое чтение, сигнальные карточки.
Физкультминутка «Непроверяемые гласные».
Учитель называет слова с буквами безударных гласных звуков, непроверяемых ударением. Дети изображают каждую букву с помощью движений.
А – ноги на ширине плеч, руки вверх в «замке».
О – ноги вместе, руки на пояс.
И – руки вверх.
Е – присели, обхватили колени руками, наклонили голову.
Я – руки за голову, прыжки вокруг своей оси.
Пенал, горох, иней, январь, капуста, мебель, алфавит, корова, февраль, месяц, иней, морковь, ветер, пальто, заяц, тарелка, пальто, магазин, петух, осина, улица, ребята, хорошо, язык, сентябрь.
Работа в группах.
Предложения «рассыпались». Нужно собрать предложения, вставить пропущенные буквы. Объяснить написание слов. Запомнить своё предложение. К любому слову подобрать однокоренные слова.
Резерв: найти грамматическую основу.
В к_рзине л_жат _гурцы и п_м_доры.
Уч_ник полож_л в п_ртфельп_нал и т_традь.
Мама купила в м_г_зине п_льто и пл_ток.
На кр_ю д_ревни растут б_рёзы и _сины.
На к_ртине нар_сована б_рёзовая рощ_.
Каждая группа представляет свою работу на магнитной доске, читает предложение хором (орфографически, где необходимо, подбирает проверочные слова. Дети называют «по цепочке» однокоренные слова к любому слову из своего предложения. Если есть резерв времени – называют грамматическую основу. Остальные ребята сигнализируют о правильности выполнения на каждом этапе выполнения работы.
Предложения записать в рабочую тетрадь, орфограммы подчеркнуть.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Что нового узнали? Произнесите орфографически новые слова из словаря.
- Что мы повторили?
- Кому было трудно? (сигнальные карточки)
- Что вызвало затруднения?
- Кому было интересно? (сигнальные карточки)
Используемая литература:
«Начинаем урок с рифмованных строк» (Сборник стихотворных рифмовок для начала и конца урока). Макеевская общеообразовательная школа №11. Макеевка. 2016