Наталья Князькова
Конспект урока по математике во 2 классе «Связь умножения со сложением»
Тема: «Связь умножения со сложением»
Цели:
-продолжить работу над раскрытием смысла умножения;
-формировать умение заменять сложение одинаковых
чиселумножением;
-совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать логическое мышление, внимание, математическую речь обучающихся.
Публикация «Конспект урока по математике во 2 классе „Связь умножения со сложением“» размещена в разделах
- Математика, 2 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Сложение и вычитание. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: учебники, рабочие тетради, листы для работы в парах, конверт с маркой, сигнальные карточки (синий – да, красный – нет, экран с заготовленными краткими записями задач, нестандартными заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел опять звонок,
Всех собрал нас на урок.
На уроке математики
Мы прилежны и внимательны.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Найдите значения выражений удобным способом.
18 + 24 + 12
23 + 17 + 21 + 19 + 20
5 + 5 + 5 + 5
- Чем похожи выражения? (Это суммы.)
- Какая сумма лишняя? (третья)
- Почему? (Складываются однозначные числа. В других случаях – двузначные.)
- Ещё почему третья сумма лишняя? (Складываются одинаковые слагаемые. В других случаях – разные.)
- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? (умножением)
Замените.
5 х 4 = 20
- Что показывает первое число в этой записи? (Какое число берётся слагаемым)
- Что показывает второе число? (Сколько раз число 5 берётся слагаемым)
- О каком же математическом действии мы будем говорить сегодня на уроке? (об умножении)
- А также будем говорить о связи умножения, с каким действием? (со сложением)
- Какой же будет тема урока? («Связь умножения со сложением»)
Откройте учебник на с. 49, рассмотрите материалы к уроку, скажите, чем мы будем заниматься на уроке.
(Будем заменять примеры на сложение примерами на умножение. Будем решать задачи, уравнения, находить значения числовых выражений.)
- Что такое умножение? (Это сложение одинаковых слагаемых)
3. Работа по учебнику (с. 49 №1).
Расскажите, какие суммы можно составить по рисункам и как заменить сложение умножением. (По 6 треугольников нарисовано 3 раза. Чтобы узнать, сколько всего треугольников, нужно 6 взять слагаемым 3 раза. Сложение одинаковых чисел можно заменить умножением. 6 х 3)
Найдите значение этого выражения.
Аналогично – остальные задания из учебника.
4. Использование полученных знаний для решения нестандартных заданий.
- Можно ли заменить эти записи примерами на умножение. Если можно, то как?
(Записи предварительно выполнены на экране. Ниже даны ответы.)
А + А + А + А (А х 4)
II + II + II + II + II(IIх 5)
12 + 12 + 12 + 5 (12 х 3 + 5)
3 + 3 + 3 + 3 + 2 + 2 + 2 (3 х 4 + 2 х 3)
В двух последних случаях мы сначала использовали сочетательное свойство сложения. (При сложении любые соседние слагаемые можно заменить их суммой).
5. Решение задач.
с. 49 №2. Показать почтовый конверт с маркой. Рассказать, зачем нужны такие конверты.
Прочитайте задачу 2 раза, найдите главные слова.
- Что значит «на каждом» конверте? Это слово, каким словом можно заменить? («на одном»)
Выполним краткую запись.
1 к. – 2 м.
5 к. -? м.
- Кто хочет выполнить рисунок на доске?
Выполняем рисунок и в тетради.
- Что будем рисовать? (конверты)
- Каждый конверт изобразим в виде, какой геометрической фигуры?
- Сколько прямоугольников нарисуем? (5)
- Что нужно нарисовать на каждом конверте? (Марки)
- По сколько марок надо нарисовать на каждом конверте?
А можно марки не рисовать, а написать на каждом прямоугольнике цифру? Правильно - 2. Напишите цифру 2 на каждом конверте.
Расскажите задачу по краткой записи и рисунку.
- Что нам известно?
- Что нужно узнать?
- Как показать это на рисунке? Где поставим знак вопроса? (под дугой)
- Как же мы узнаем, сколько марок на пяти конвертах?
Запишите решение самостоятельно.
(2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10)
- Молодцы, правильно, но какая длинная запись…
- Кто записал решение по-другому. Как? (2 х 5 = 10)
- Почему в данном случае, можно заменить пример на
сложение примером на умножение?
Физкультминутка.
Находим значения выражений и выполняем соответствующие движения: если получится 12, хлопаем в ладоши, если 6 – приседаем, если 4 – выполняем наклоны в стороны, если 8 – выполняем прыжки)
36 – 24 96 – 90 12 – 8 15 – 7
9 + 3 4 х 2 19 – 13 49 – 45
2 х 2 6 + 6 17 – 9 4 х 3
100 – 88 2 х 3 6 х 2 5 + 7
Работа в парах. Самостоятельная работа.
А) с. 49 №3. Прочитайте. Найдите главные слова. В парах обсудите, какие вопросы можно поставить и как выполнить краткую запись задач.
- Какие же вопросы можно поставить?
- Как будет выглядеть краткая запись каждой задачи?
(На экране показать краткие записи)
- Какая из этих задач будет решаться в 2 действия?
На доске начертим схему к этой задаче.
?
5 (5 + 8)
Обсудим ход решения задачи.
Решите её самостоятельно по действиям. Кто может, запишите выражение к задаче (5 + (5 + 8)
Проверка. (Используем сигнальные карточки.)
Б) с. 49 №4 – обсуждаем в парах. Разбираем устно.
6. Решение уравнений. №5
Вспомним, как называются числа при вычитании, как найти уменьшаемое, вычитаемое.
Первое уравнение с подробным объяснением решает ученик у доски.
Второе уравнение решаем самостоятельно. Один ребёнок выполняет эту работу индивидуально на доске.
Проверка. Используем сигнальные карточки.
7. Резерв. №6. Повторяем решение примеров в столбик.
8. Домашнее задание: №8.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Чем мы занимались на уроке?
- Кто понял, в чёмсмысл умножения?
- Что такое умножение? Приведите примеры.
- Кому было интересно решать задачи (уравнения (сигнальные карточки)
- Кто доволен своей работой на уроке?
- У кого возникали затруднения? Что вызвало затруднение?
На следующем уроке мы продолжим изучать взаимосвязь сложения и умножения. У каждого из вас обязательно всё получится!