Зубрилина Наталия Ивановна
Урок по химии в 10 классе «Обобщение по теме: Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : Урок обобщение с мультимедийным сопровождением, комбинированный урок
Задачи урока.
Закрепить знания о карбоновых кислотах, сложных эфирах : их номенклатуре, свойствах. Способствовать развитию эрудиции, логического мышления учащихся.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические – в логической взаимосвязи.
Цели урока :
Темочки:
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Обучающие цели: систематизировать знания о сложных эфирах, кислотах их строении, нахождении в природе и свойствах; обобщить и развить знания учащихся о жирах как о сложных эфирах глицерина и высших карбонатных кислот.
Воспитывающие цели: создать условия для самостоятельной работы учащихся, работы в парах,укреплять навыки работы учащихся с текстом, выделять основное в тексте, выполнять тесты.
Развивающие цели: создать на уроке диалоговое взаимодействие, содействовать развитию умений учащихся высказывать свое мнение, выслушивать товарища.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте! Мы продолжаем с вами изучать карбоксильные органические соединения. На следующий урок мы пишем с вами практическую работу №5, а затем контрольную работу по теме : «Карбоксильные соединения и их свойства».
Как вы думаете, чем же сегодня мы будем заниматься?
Правильно, повторять строение и свойства карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров.
Перед вами маршрутный лист.
Итак,
Задание №1 Химический диктант :
1. Муравьиная кислота обладает свойствами альдегидов и карбоновых кислот.
2. Карбоновые кислоты содержат карбонильную группу
3. Карбоновые кислоты взаимодействуют с кислотными оксидами.
4. Жиры-это сложные эфиры высших карбоновых кислот и спирта глицерина.
5. Карбоновые кислоты- слабые электролиты.
6. В реакции этерификации карбоновая кислота отдает гидроксильную группу, а спирт- атом Н.
7. Реакция этерификации необратима.
8. Атом углерода в карбоксильной группе находиться в sp3–гибридизации.
Ответ:
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
+ 0 0 + + + 0 0
«+» - если утверждение верно. «0» - если утверждение не верно.
Проверяем: меняемся маршрутными листами, проверяем ответы и выставляем баллы.
Задание № 2 Исключить лишнее:
1). а) C3H7COOCH3 б) HCOOH в) C2H5COOC3H7 г)HCOOC2H5
Ответ: б) – это карбоновая кислота, три других формулы-сложные эфиры.
2) а) масляная кислота, б) муравьиная кислота, в) этановая кислота, г) капроновая кислота
Ответ: в) – это международное название, а остальные - тривиальные.
Учащиеся выставляют баллы.
Задание №3Определить класс веществ и дать название (международное и тривиальное) :
а) НСООСН3 б)С3Н7СООН в) СН2 = СН - СООН г) С6Н5СООН
Ответ:
а) сложные эфиры, метиловый эфир метановой кислоты (метиловый эфир муравьиной кислоты).
б) предельные карбоновые кислоты, бутановая кислота (масляная кислота);
в) непредельные карбоновые кислоты, пропеновая кислота (акриловая кислота);
г) ароматические кислоты, бензойная кислота;
Учащиеся выставляют баллы.
Задание №4
Тестовые задания (Химия, ЕГЭ 2020, В. Н. Доронькин)
1) с. 50 № 11 ответ: 435
2) с. 385 № 11 ответ: 334
3) с. 451 № 11 ответ: 231
Учащиеся выставляют баллы
Работа с учебником (задание №5) схема 9 «Применение уксусной кислоты»
Учащиеся выставляют баллы.
Физическая минутка для глаз
Учащиеся вспоминают технику безопасности при проведении лабораторных работ
Практическое задание (задание №6) :
А) Получить пропионат меди
Исходные вещества: пропионовая кислота, оксид меди.
2CH3- CH2- COOH + CuO (CH3- CH2-COO)2Cu + H2O
Б) Получить пропионат цинка
Исходные вещества: пропионовая кислота, цинк
2CH3- CH2- COOH + Zn (CH3- CH2-COO)2Zn + H2
Учащиеся выставляют баллы
Презентация «Сложные эфиры»
Учащийся, приготовивший презентацию, выставляет баллы.
Задание№7
Тестовые задания (Химия, ЕГЭ 2020, В. Н. Доронькин)
1) с. 134 № 14 ответ: 35
2) с. 293 № 14 ответ: 13
3) с. 359 №14 ответ 45
Учащиеся выставляют баллы.
Задание №8 Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
H2O H2OHg2+ Ba(OH)2
CaC2 X1 ---X2 CH3-COOH ---X3
Ответы:
1) CaC2 + 2H2O Ca(OH)2 + CH CH
Hg2+
2) CH CH + H2O CH3-CHO
3) CH3-CHO + 2Cu(OH)2 CH3-COOH + Cu2O + 2H2O
4) 2CH3-COOH + Ba(OH)2 (CH3-COO)2Ba + 2H2O
Этот номер аналогичный №33 на ЕГЭ по химии.
Учащиеся выставляют баллы.
Презентация «Жиры»
Учащийся, приготовивший презентацию, выставляет баллы.
Физическая минутка
Задание №9
Тестовые задания (Химия, ЕГЭ 2020, В. Н. Доронькин)
1) с. 387 № 17 ответ: 2163
Фрагмент фильма «Приготовление мыла».
Учащийся, приготовивший фрагмент фильма, выставляет баллы.
Задание № 10 Расчётная задача. (на ЕГЭ – это №27)
Какова массовая доля уксусной кислоты в растворе, полученном при смешивании 155 г 5% - ного раствора и 207 г 11%-ного раствора кислоты? (Ответ с точностью до десятых)
Ответ:
5% + 11% = Х%
155 г 207г 362г
155 • 5 + 207•11 = 362•Х ;
775 + 2277 = 362•Х ;
3052 = 362• Х ;
Х = 8,4 %
Ответ: = 8,4%.
Учитель: запишите домашнее задание : § 20 ,21 (повторить, практическая работа №5 (прочитать).
Самооценка работы на уроке
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен /не доволен
Урок для меня показался коротким /длинным
За урок я не устал /устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен /бесполезен
интересен /скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким /трудным
По маршрутному листу отметка
Урок окончен. До свидания.