Галина Николаевна Шадрина
Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе «Православный храм»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Православный храм"
Шадрина Галина Николаевна, учитель истории
МБОУ «Чикойская СОШ» Кяхтинского района РБ
УМК: учебник: А. В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов : С. Н. Фролова «Основы религиозной культуры и светской этики», часть II.
Публикация «Технологическая карта урока Орксэ в 4 классе „Православный храм“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Класс : 4
Урок : 14
Тема урока : Православный храм.
Тип урока : изучение нового материала.
Цель урока : формирование у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Учебные задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения:
– воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
– воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– развивать у учащихся навык слушания;
– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;
– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
– познакомить с устройством православного храма.
Основные термины и понятия: храм, священник, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, аудиозапись колокольного звона
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент
Приложение 1. Слайд №1
Здравствуйте, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку
Поднимем настроение себе и другу.
Желаю вам успешной работы на уроке. Ученики поворачиваются друг к другу, улыбаются, настраиваются на работу Личностные УУД:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
II. Актуализация знаний
– Пожалуйста, внимательно послушайте, что сейчас прозвучит.
(аудиозапись колокольного звона).
– Какую музыку вы сейчас слышали?
– Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите слова, которые ассоциируются с колокольным звоном. Назовите эти слова. (Прием «Кластер»). Дети слушают и отвечают на вопросы учителя,
записывают слова-ассоциации. Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую; выводы в результате совместной работы класса и учителя.
III. Формулирование темы урока
Постановка цели урока. Планирование своей деятельности.
Слайд №2.
– Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего урока?
– Попробуйте дать определение слову «храм».
– Зачем люди посещают храм?
Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земли. Храмы нужны человеку».
– Нам нужны знания о православных храмах, чтобы познакомиться с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? (Слайд №3).
– Что нам поможет достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Определяют тему урока, дают свое объяснение слову «храм». ( Предполагаемые ответы: «Храм – это здание, в котором люди молятся, ставят свечки. В храме обычно происходят обряды крещения,венчания, отпевания. В храме много икон. В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чем-то»).
Формулируют цель урока.
1) получить знания о назначении православного храма;
2) познакомиться с устройством православного храма.
Ученики выбирают карточки и составляют план урока. Регулятивные УУД:
определение и формирование темы урока и цели своей деятельности на уроке с помощью учителя, планирование своей деятельности.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Изучение нового материала
1) Беседа с учащимися
– Жизнь православного человека с самого рождения до смерти связана с храмом (слайд №4). В самые сложные и тяжелые времена люди всегда обращались за помощью к Богу. Вспомните, пожалуйста, такие исторические моменты и назовите их (слайд № 5).
– Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. (Слайд №6).
Лучшие храмы стали славой России (слайды № 7-10). Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергеевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Успенский собор нашего города и многие другие храмы России.
– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?
2) Выступление заранее подготовленного ученика
– Одной из особенностей храма, отличающей его от других строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько. Количество куполов может быть различным, и каждое число символично. Более подробно об этом нам расскажет Хазеева Алиса (слайд №11)
3) Проведение физкультминутки
Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!
4) Работа в группах
– Итак, сейчас мы с вами «отправляемся в храм». Что же является частями любого православного храма? Православный храм можно разделить на три части: притвор, средняя часть или сам храм, алтарь (слайд №12). А сейчас, чтобы узнать о внутреннем строении храма, используя цветовые смайлики, мы разделимся на пять групп. У каждой группы своё задание. Ваша задача: используя материал учебника с. 48-51, объяснить понятия и подготовить сообщение. В этой работе вам помогут карточки.
1-я группа – канун, поминальная записка
Группа №1
Объясни следующие понятия:
Канун – это…
Поминальная записка – это…
Куда можно поставить свечи, молясь за себя и за других живых людей?
2-я группа – икона
Группа №2.
Ответь на вопросы:
– Что такое икона?
– Может ли православный человек молится без иконы?
– О чём обычно люди молятся?
– Почему в молитве нельзя просить зла?
3-я группа – иконостас
Группа №3.
Заполни пропуски:
Целая стена из икон называется …. В центре расположены двери. Они называются …. Справа от Царских врат всегда икона …. Слева всегда икона … … .
4-я группа – алтарь
Группа №4.
Закончи предложения:
За иконостасом находится …. Никто не имеет права туда входить без … …. Система запретов в православной культуре способствует … человека. Надо уметь, уметь, уметь … и … .
(Слова для справок : благословения, алтарь, развитие, ждать, останавливаться, уступать, понимать.)
5-я группа – священник
Группа №5.
Подумай и ответь:
1) Человек, совершающий в храме все таинства и богослужения?
2) Священник в храме работает или служит?
3) При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. Каким должна быть жизнь человека?
5) Выступление групп. Составление глоссария
(Учитель прикрепляет карточки на схеме храма).
Вывод: При встрече с детьми священник сказал важные слова, которые относятся как к крещеным, так и некрещеным людям, верующим и неверующим в Бога. «Душой тянутся к Небу, а делами помогать ближним». Дети слушают учителя и отвечают на вопросы.
(Например, Куликовская битва, стояние на Угре, Бородинская битва).
( Предполагаемые ответы: купола, кресты).
Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением с использованием презентации.
(Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
– Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, форму луковицы). Купол напоминает пламя свечи, пламя которой тянется вверх, а свет и тепло отдает тем, кто рядом. Купол заканчивался вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Их значение символично:
– две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
– три главы (три лица Святой Троицы);
– пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
– семь глав (семь таинств и семь Вселенских Соборов);
– девять глав (девять чинов Ангельских);
– тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов);
– тридцать три главы (по числу земных лет Иисуса Христа).
Выполняют физкультминутку.
Делятся на группы. Выбирают командира группы.
По учебнику с. 48-51 находят определение понятий и готовят выступление.
Оценивают выступления, задают вопросы на понимание материала Коммуникативные УУД:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме; владение диалогической формой общения.
Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
подробное пересказывание небольшого текста;
выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной формах; владение диалогической формой общения. Инициативное сотрудничество в поиске и соре информации; контроль своего поведения.
V. Применение знаний и умений
– Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Посмотрите видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам выполнить задания в тетради.
(Работа в парах с последующей взаимопроверкой). Учащиеся смотрят видеоролик (фрагмент) «В храме».
Работая в паре, выполняют задания в тетради на печатной основе (Задание №1. Сделай надписи к картинкам). Познавательные УУД:
преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы.
VI. Подведение итогов урока
– Сегодня на уроке мы много узнали о православном храме.
– Что такое храм? Зачем люди ходят в храм? Какие храмы города Кяхта тебе известны?
VII. Рефлексия. (Слайд №13)
Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:
– Мне понравилось…
– Мне запомнилось…
– Я узнал…
– Мне бы хотелось
– В конце нашего занятия предлагаю написать синквейн на тему урока. (Слайд №14, 15) Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение, выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.
VIII. Оценивание
– В тетради на печатной основе с…. вырази своё отношение к уроку по следующим критериям: интерес, трудность, важность. Закрашивают пламя свечей, выражая свое отношение к уроку. Регулятивные УУД: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.
IX. Домашнее задание:
основное: прочитать текст учебника с. 48-51;
альтернативное: 1) составь кроссворд на тему «Православный храм»;
2) Сообщение на тему «Храмы города Кяхта».