Скачко
Урок обучения грамоте «Мягкий знак показатель мягкости согласных на конце слова»
▼ Скачать
Тема. Мягкий знак показатель мягкости согласных звуков в конце слов
Цель: формирование у учащихся представления о букве мягкий знак как письменном обозначении мягкости согласных звуков.
Задачи: учить обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак; развивать умение читать слова с мягким знаком на конце; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Публикация «Урок обучения грамоте „Мягкий знак показатель мягкости согласных на конце слова“» размещена в разделах
- Обучение грамоте, 1 класс
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Учебно-методическое обеспечение: букварь, «Спутник букваря», видеофильм о шмелях, «Буква мягкий знак», пазлы, гексы с буквами и словами, звуковая схема, предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро! Давайте улыбнёмся яркому солнышку за окном и подарим хорошее настроение нашим гостям.
Звонко прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы начнём познавать секреты одной очень необычной буквы, научимся читать буквосочетания и слова с этой буквой. Но, я скажу вам по секрету, к сожалению, мы сможем увидеть эту букву. Но не услышим её. Я знаю, кто-то уже догадался, о какой букве пойдёт речь. Но давайте чуть-чуть подержим в секрете и дадим возможность всем догадаться.
III. Актуализация знаний
А вот, чтобы познакомиться с необычной буквой надо решить задачу на внимательность.
На весеннем лугу летали бабочки, шмели, пчелы, стрекозы. Приближалась гроза. Бабочки, пчелы, мухи и стрекозы попрятались под листиками. Кто из насекомых не успел спрятаться? (Шмели.)
Шмели оказались очень хитрыми и прилетели к нам в школу на урок. Но показаться пока не хотят, они думают, что вы о них ничего не знаете и боитесь.
Хотите узнать о шмелях больше? Тогда давайте посмотрим небольшое видео, которое они для вас приготовили.
Что нового вы узнали о шмелях? (Ответы детей.)
Вы знаете, им очень понравились ваши ответы, и они хотели бы остаться у нас на уроке. А ещё они очень любят строить соты и просят нас помочь построить им соты.
Оставим шмелей на нашем уроке? Поможем строить им соты (гексы? Ведь вы знаете, что соты очень похожи на гексы.
Первые соты мы построим, чтобы повторить материал прошлых уроков.
Не забываем, что на уроках чтения с нами всегда Тим и Том.
Работа в группах.
1 группа строит гексы для Тима «Гласные, которые указывают на мягкость согласного звука».
2 группа строит гексы для Тома «Гласные, которые указывают на твёрдость согласного звука».
Проверка работы групп.
Чтение слогов: учитель подставляет буквы л, н, м.
Молодцы, вы справились, и шмели могут вылетать к нам. (Открываем доску.)
IV. Изучение нового материала.
Чтобы узнать, о какой же букве пойдёт речь на нашем уроке и почему именно шмели прилетели к нам, давайте поиграем в игру «Много – один». С правилами той игры нас познакомит букварь.
Чтение слов в первом столбике.
Чтение слов во втором столбике. (На доску вывешиваются картинки лося, рыси, гуся и коня.)
А теперь продолжу я.
Шмели – шмель. (Один шмель «перелетает» к картинкам.)
Составьте, пожалуйста, схему слова шмель.
Ш М Е Л?
Составьте из букв это слово.
Какая возникла проблема? (Согласные на конце слова звучат твёрдо, а в слове шмель – мягко.)
Мы же знаем гласные, которые указывают, что согласный надо читать мягко. Давайте попробуем подставить их. (Учитель подставляет буквы и, я, ю, е, ё.
Получилось ли у нас слово шмель?
Тогда отгадайте загадку:
Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква …. (Мягкий знак.)
Показ буквы. Сравнение печатной буквы и прописной.
А почему нет заглавной буквы ь?
Работа в парах.
Давайте поработаем в парах и составим из пазлов букву мягкий знак.
На что похожа буква ь. (Чтение сильными учениками стихов из «Спутника Букваря».)
Работа с клавиатурой.
Почему ь поселился в отдельном домике? (Гласные мы можем петь, согласные произносить.)
А как же мы будем произносить мягкий знак? (Закрываем рот пальчиком)
Решение проблемы. (Работа с букварём.)
Какая буква должна быть на месте вопросительного знака?
Давайте ещё раз понаблюдаем за работой ь. Посмотрите на схемы под картинками животных и объясните, почему в словах гусь, рысь, лось и конь я вижу 4 буквы и только 3 звука?
Шмеликам очень нравятся ваши ответы. Пока они прятались от вас, успели сделать соты и приготовили для вас задание. Им удалось построить соты из согласных букв. (На доске согласные буквы на гексах.)
Давайте прочитаем их.
Что нужно сделать, чтобы прочитать звуки мягко? (Поставить ь.)
Учитель приставляет мягкий знак. Дети читают сначала вместе, а затем «ручейком».
Делается самооценка чтения и понимания материала.
V. Физкультминутка
Сейчас мы поиграем в игру.
Если я буду называть слово, в котором на конце слова вы услышите мягкий согласный звук, вы будете превращаться в шмелей и приседать на цветочек за нектаром, не забывая жужжать. Если в слове вы услышите твёрдый согласный, то будете превращаться в бабочку и красиво махать крылышками.
Снег, пень, сад, лист, соль, чай, труд, тень, полёт, ноль, глаз, моль.
А сейчас понаблюдаем за сестрами шмелей пчёлками. (Гимнастика для шеи.)
VI. Закрепление представления о мягком знаке.
Мы с вами отдохнули, теперь пусть отдохнут и шмели, а мы поработаем с букварём.
1. Работа с букварём и Спутником букваря.
Чтение слов столбиками.
Чем отличаются слова в каждом столбике?
Работа со «Спутником Букваря» (Чтение стихотворения «Как мягкий знак изменяет слова?».)
2. Составление гексов.
Продолжим шмелям строить соты.
У вас на столе лежат слова. Если вашему слову нужен мягкий знак вы крепите слово к гексе с ь, если нет – к пустой гексе.
Чтение получившихся слов.
Делается самооценка чтения и понимания материала.
3. Беседа о порах года
Чтение названий месяцев.
Прочитайте месяцы, когда мы не увидим шмелей.
Прочитайте весенние месяцы, летние, осенние.
Прочитайте месяцы, на конце которых мы услышим мягкий согласный.
Чтение слов.
К какой поре года мы их отнесём?
VII. Подведение итогов.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Произнесите звук, которым передаётся мягкий знак. (Ладошка на губах.)
Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
VIII. Рефлексия.
У вас на партах лежат шмелики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли материал, прикрепите своего шмелика на желтый цветок. Если есть сомнения и хочется что-то доработать – на розовый цветочек. Если много материала не понял, нужна помощь – на голубой цветок.