Натали Хачатрян
Урок НОД по музыке во 2 классе «Метроритм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока
по теме: «Метроритм»
Подготовила Хачатрян Н. А., учитель музыки
Пояснительная записка
Ритм играет одну из главных ролей в успешном освоении учебной программы по музыке — развитое чувство ритма существенно помогает учащимся в исполнительской практике. Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей — одно из главных направлений работы на уроках музыке с самого начального этапа обучения. Поэтому, развитие чувства метра и ритма должно идти неотрывно от работы над слухом и хоровым пением.
Публикация «Урок НОД по музыке во 2 классе „Метроритм“» размещена в разделах
- Метро. Все о метро для детей
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Общественный транспорт
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Наряду с трудом и ученьем игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Поэтому на уроке применены игровые технологии с целью устранения однообразия образовательной среды, монотонности учебного процесса и создания условия для смены видов деятельности, что позволяет эмоционально разгрузить обучающихся и реализовать принципы здоровьясбережения.
Тема урока : «Метроритм»
Класс : 2
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Вид урока : урок-игра.
Цель урока : добиться точного и уверенного исполнения ритмических построений в исполняемых произведениях, а также дальнейшее формирование музыкально-ритмической способности у учащихся в ходе овладения соответствующими знаниями.
Задачи:
- изучить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями. сформировать навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике;
- развивать чувство метроритма, ощущение длинных и коротких длительностей посредством ритмического прохлопывания;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения изучаемых произведений через ритмический рисунок.
Ожидаемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к уроку музыки, имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают социальную роль обучающегося; осознают особенности деятельности слушателей и исполнителей; проявляют умения сопереживать, чувствовать музыкальное произведение; проявляют чувство сопричастности к общему делу в процессе пения.
Метапредметные:
Регулятивные: оценивают воздействие музыкального оризведения на собственные чувства и мысли, ощущения (переживания) других слушателей; проявляют самоконтроль, саморегуляцию: способны к мобилизации сил и энергии.
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.
Коммуникативные: умеют полно и точно высказывать свои мысли; учитывать разные мнения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеют понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; умеют сотрудничать с учителем и сверстниками
Предметные: демонстрируют знания в определении ритма и метроритма; имеют понятие о знаках, которыми обозначаются длинные и короткие ноты в мелодии.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные (беседа, объяснение); наглядные; практические (упражнения).
По дидактическим целям: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков, применения знаний.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, проблемно-поисковые.
Методы музыкального образования
Методы музыкального восприятия : наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный и практический.
Метод создания композиций (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Метод музыкального обобщения.
Метод сопереживания музыке.
Метод разучивания песни: прослушивание песни, прохлопывание длительностей и ритма с проговариванием текста песни в ритме.
Методы воспитания
методы формирования социального опыта детей: (педагогическое требование, упражнение);
методы осмысления детьми своего социального опыта: (беседа).
Средства обучения:
- демонстрационный материал: карточки, презентация.
- индивидуальные: детские музыкальные шумовые инструменты : самодельные маракасы, бубны; лист с нотным станом.
Организационные формы:
– фронтальная;
– индивидуальная;
– групповая.
Педагогические технологии: игровая технология.
Ход (сценарий) урока
1. Организационный этап.
1.1. Посадка за парты, подготовка принадлежностей.
1.2. Музыкальное приветствие, распевание, постановка дыхания.
1.3. Вступительное слово учителя.
- А теперь, чтобы настроиться на предстоящую деятельность, давайте подарим друг другу хорошее настроение, но не как обычно, на словах, а с помощью ладоней. Повернитесь к своему соседу по парте. Сейчас вам нужно будет поочерёдно коснуться пальцами рук со своим соседом и улыбнуться ему. Начинаем выполнять такое упражнение с больших пальцев и проговаривая слова:
Слайд 1
-Желаю (соприкасаются большими пальцами);
-Успеха (указательными);
-Большого (средними);
-Во всём (безымянными);
-И везде (мизинцами);
-Добрый день! (прикосновение всей ладонью)
-Давайте теперь сделаем это все вместе. (Выполнили)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Отлично! Сегодня мы поговорим о метроритме.
Слайд 2.
- Что же это за слово такое сложное? Будет легко понять, если разделить его на 2 части: метр и ритм.
3. Актуализация знаний.
- Музыка любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях всегда следят волшебные часики. Они невидимые, но когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и прислушиваешься к ним, то обязательно их слышишь. Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно. Давайте вспомним песню «До, ре, ми…» Постарайтесь вслушаться и определить как равномерно тикают музыкальные часики.
Слайд 3.
(Исполнение песни)
Текст песни «Чтоб выучиться пению»
1.
Чтоб выучиться пению,
имеем мы терпение.
И чтоб урок не зря у нас
прошёл,
должны мы быть старательны,
послушны и внимательны
и выучить все ноты
хорошо!
Припев.
До, ре, ми, фа,
соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль,
фа, ми, ре, до.
2.
Возьмём свои тетрадки мы
и ноты по порядку мы
запишем, чтобы каждый
помнить мог.
Должны мы быть старательны,
послушны и внимательны
и дома каждый день
учить урок.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Чтобы песня не была монотонной и однообразной, в музыке есть и сильные и слабые доли. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка живая, будто у нее есть сердце.
4.1. Определене понятия метра.
Слайд 4.
- Давайте вместе еще раз споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю.
(Повторное исполнение песни)
- Я определила по вашему пению, что вы почувствовали, как тикают волшебные часики этой песни, как бьется сердце музыки. Повторим, что такое метр в музыке? (Ее сердце, чередование сильных и слабых долей).
- Правильно! Если слышим по очереди сильную и слабую долю, то метр называется двудольным. (РАЗ-два, РАЗ-два). Если слышим сначала сильную, а потом две слабые доли, то метр называется трехдольным. (РАЗ-два-три, РАЗ-два-три).
5. Первичная проверка понимания.
Слайд 5..
Слушание «Марш оловянных солдатиков» П. Чайковского.
- Какие ощущения у вас вызвало прослушанное произведение? (Метр ощущается как шаг, он четкий и равномерный)
Слайд 6.
Слушание «Вальс» из мультфильма «Анастасия».
- Каким был по характеру вальс? (Плавный, покачивающийся)
- Правильно! С метром разобрались. Давайте теперь вспомним, какими бывают ноты (высокими/низкими, долгими/короткими)
- Верно. Рассмотрим подробней долгие и короткие ноты. Долгие ноты звучат так. (Играю долгую ноту)
-А короткие ноты звучат так. (Играю короткую ноту)
-А сейчас будьте внимательными, я буду играть ноту, а вы внимательно слушать, поднимать руку и отвечать, какая это нота по длительности. Договорились? (Да)
Играю долгую ноту. - Какая это нота? (Долгая)
Играю короткую ноту. -А это? (Короткая нота)
- Чередование долгих и коротких нот – называется… (читают со слайда 7)
Слайд 7.
- Чем отличается ритм от метра? (Ответы детей)
6. Первичное закрепление.
- Поиграем в игру «Ритмическое эхо». Я играю мелодию, вы отстукиваете ее ритм.
«Та-та, два кота»
- Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.
(Повторить задание, поменяв группы)
- Молодцы. А теперь будем изображать оркестр и солиста (ученики берут маракасы, солист отбивает ритм бубном).
- А сейчас научимся изображать ритмический рисунок на нотном стане. Долгие нотки обозначаются большими грибочками, короткие – маленькими.
Слайд 8.
- Зарисуйте ритмический рисунок этой попевки. (Сверить правильность с образцом).
- Повторим: из каких двух слов состоит слово метроритм, что оно обозначает? Слайд 9
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Д/ з: тренироваться отстукивать ритм любимой песенки, похвастаться маме или папе о своих достижениях.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Ребята, наш урок подходит к концу. У вас на партах лежит листок с изображением по 3 смайликов: радостного, грустного и нейтрального. Напишите свое имя под тем смайликом, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке и объясните, почему вы его выбрали.
-Спасибо вам за работу, вы большие молодцы! Урок музыки окончен, до свидания!