Анастасия Михайловна Дубинина
Урок музыки в 5 классе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уярская средняя общеобразовательная школа № 40»
Методическая разработка
урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
для учащихся 5-го класса
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов.
Цель урока: сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.
Задачи урока:
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с ещё одним направлением связи музыки с литературой — инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой, созданной на основе литературного источника (русское народное предание).
Публикация «Урок музыки в 5 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального портрета.
3. Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
4. Развивать умение слушать и анализировать музыку.
5. Воспитывать интерес к музыке А. К. Лядова.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник для 5 кл. «Музыка» авторы Т. И. Науменко, В. В. Алеева, иллюстрации: музыкальных инструментов, кроссворд; запись симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора», ноутбук, проектор.
Ход урока
1. Введение (10 мин)
- Обсуждение понятий «фольклор», «народная музыка»
- Примеры народных сказок и персонажей.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, одно главное слово для нас открыто, это Ф О Л Ь К Л О Р. Что это?
Ответы учащихся
Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.
- Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?
Ответы учащихся
Молодцы, а теперь обратите внимание в кроссворде, под общим объединяющим словом Фольклор, спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд.
1
Л
Е
Г
Е
Ф Н
2 1 К О Л Я Д К А
С Л А
К Ь
2 Ч А С Т У Ш К А
З Л
К 3 П О С Л О В И Ц А
А Р
Вопросы к кроссворду:
По-горизонтали:
1. Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)
2. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)
3. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)
По-вертикали:
1. Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)
2. Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)
Молодцы! Правильно разгадали кроссворд.
3. Основная часть (25 мин)
- Рассказ о жизни и творчестве А. К. Лядова
- Первое прослушивание произведения
Звучит «Кикимора» А. К. Лядова
- Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?
Давайте все по порядку.
Образ Кикиморы в произведении А. К. Лядова «Кикимора» создаётся через использование различных музыкальных элементов.
Медленный начальный раздел рисует детство Кикиморы: сумрачный горный пейзаж, куда почти никогда не проникает солнце, колыбельную кота Баюна. От пронзительного писка малышки Кикиморы всё вокруг вздрагивает.
Быстрая, стремительная музыка второго раздела изображает повзрослевшую Кикимору. Она снует по лесу и проказничает: стучит, гремит, пугает всех, кто ей попадается.
Музыка рисует Кикимору нескладной и угловатой: в оркестре чаще используются то высокие по звучанию инструменты, то низкие. Певучей мелодии здесь нет: есть лишь короткие, отрывистые мотивы, скачущий ритм, колючие акценты. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и язвительного.
Перед окончанием музыка становится мощной и даже грозной, но в самом конце стихает: что-то «чихнуло», потом «пискнуло» — и нет злой Кикиморы, будто сквозь землю провалилась.
При этом лядовская Кикимора — не злая, а просто причудливая и странная, как и тот мир, в котором она обитает.
- Как музыка нам показала этого героя?
Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г. г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь
Новое понятие: Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.
Работа с презентацией
Прочитаем литературный образ «кикиморы».
Образ кикиморы по И. Сахарову из «Сказаний русского народа» следующий:
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?
Повторное прослушивание произведения
«Кикимора» А. К. Лядов
О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.
Подумайте, а какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении.
Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые - образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент.
3. Заключительная часть (10 мин)
- Обсуждение впечатлений. Вопрос: как музыка передает образ Кикиморы?
- Придумать историю о Кикиморе и представить ее классу.
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, побывали в сказке, познакомились с новыми персонажами, «нарисовали» этот образ с помощью слова.
Все молодцы, хорошо справились с заданиями!
4. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.