Лучший педагог года

Конспект урока литературы в 7 классе «А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»

Елена Васильева
Конспект урока литературы в 7 классе «А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока :

- подробное знакомство с творчеством поэта; на примере одного стихотворения познакомить учащихся с особенностями поэтического мышления А. А. Фета;

- развить навыки анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания; умение находить языковые особенности построения поэтического произведения; умение эмоционально откликаться на художественное слово, развить культуру общения и речи;

- воспитать внимательного и вдумчивого читателя, привить нравственные ценности, чувство прекрасного и возвышенного.

Публикация «Конспект урока литературы в 7 классе „А, А, Фет „Я пришел к тебе с приветом“» размещена в разделах

Оборудование: портрет А. А. Фета, фотомонтаж по творчеству поэта; цветные иллюстрации и зарисовки к стихотворению; записи на доске; распечатки стихотворения для анализа; раздаточный материал; рисунки учащихся к данному поэтическому произведению.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать творчество А. А. Фета. Это уже знакомый вам поэт. По традиции мы поговорим о судьбе поэта, о его жизненном пути и обратим внимание на характерные особенности его лирики. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока.

Творчество А. А. Фета (1820 – 1892 гг.)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября в 1820 году. Место рождения поэта – Орловская область, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Афанасий Неофитович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал на войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами.

Мать поэта, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. После принятия православия он получила имя Елизавета Петровна.

В доме отца Фет прожил до четырнадцати лет. В 1834 году Афанасий Неофитович отправляет сына и дочь Любу учиться в специальные учебные заведения. Любу определили в Екатерининский женский институт. Фета же, по совету Жуковского, с которым отец поэта был знаком, повезли в город Дерпт (ныне Тарту). Жуковский не только посоветовал ехать в Дерпт, но и написал рекомендательное письмо профессору университета Моеру.

Хорошее знание немецкого языка, которым Фет обязан был не только матери, но и пансиону, где он учился, позволило ему позднее свободно переводить немецких поэтов, в частности любимого им Гейне. Знание латинского языка пригодилось Фету для перевода римских поэтов – дело, которым он занимался всю жизнь. Пригодились и усердные занятия математикой. Решение математических задач, доказательство теорем содействовали выработке навыков строго логического мышления, что необходимо как вообще всякому человеку, так и особенно – человеку пишущему, занимающемуся литературой.

В 1837 году Фет отправляется в Москву и поступает в университет. Серьезное занятие поэзией начинается у Афанасия Афанасьевича на первом курсе университета. Стихи он записывает в специально заведенную «Желтую тетрадь». В скором времени количество сочиненных стихотворений доходит до трех десятков. Судьба поэта счастлива тем, что великий Пушкин первым открыл ему радость поэзии, великий Гоголь благословил на служение ей.

История с «желтой тетрадкой» скоро стала известна студентам. Стихами заинтересовались университетские товарищи, тетрадка стала «ходить по рукам». В это время Фет знакомится и сближается со студентом-однокурсником Аполлоном Григорьевым. Это был незаурядный, талантливый молодой человек, а впоследствии – поэт и критик.

После смерти матери в 1844 году А. А. Фет поступает на военную службу, а по существующим тогда законам этот чин давал право на получение дворянства.

Последние годы жизни Фета отличены новым, неожиданным и самым высоким взлетом его творчества. Поэт достиг высоты в поэзии, издав четыре выпуска «Вечерних огней». Он создал единственные в своем роде стихотворения – на века. Он принес большую пользу литературе и обществу своими переводами.

В 1877 году Фет продает старое имение, Степановку, и покупает новое – Воробьевку. Именно это имение расположено было в Курской губернии, на реке Тускари. Усадьбу составляли большой каменный дом и служебные помещения, тоже из камня. Все это было окружено огромным парком сплошь из вековых дубов. В парке были такие обитатели птиц, как: соловьи, грачи, цапли. По скату реки были разбиты цветники. А напротив господского дома, прямо перед балконом, - фонтан.

А. А. Фет умер 21 ноября в 1892 году. Похоронили поэта в селе Клейменево Мценского уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных.

О Фете много пишут, - статьи, книги. Пишут поэты, литературоведы, исследователи творчества Фета. Это свидетельствует о самом живом интересе наших современников к поэзии Фета и к его личности. Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета продолжается в его стихах.

Стихотворение, над которым мы будем работать, написано А. А. Фетом в то время, когда он был студентом Московского университета. Впервые оно было напечатано в 1843 году в журнале «Отечественные записки». Стихотворение открывало номер – издатели журнала признали его художественную ценность.

Прослушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.

(Стихотворение звучит в аудиозаписи)

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

3. Диалог учителя с учениками.

- Что вы представляли, слушая стихотворение?

(- Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)

- Верно, такие картины можно увидеть внутренним зрением во время первого чтения стихотворения. Скажите, о чем оно по-вашему?

(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)

- Вы правы – конечно, и об этом, но не только. Чтобы понять стихотворение глубже, давайте прочитаем его внимательно – строфу за строфой, вдумываясь в «главные» слова. И тогда нам откроются те его «секреты», которые ускользнули от нас после первого чтения.

- На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?

(- Нет. Здесь стоит знак три звездочки, знак, который показывает, что поэт решил оставить его без названия, чтобы дать читателям возможность представить свои картины, чтобы они сами мысленно «подбирали» название.)

- Да, раз название поэт не дал, вместо него выделяем первую строчку. Первая строчка задает приподнятый тон всему стихотворению! Теперь прочитайте стихотворение про себя. Постарайтесь понять: как оно построено?

(- Хотя стихотворение длинное, это одно предложение, так как в нем всего одна точка в конце. В стихотворении четыре раза повторяется слово «рассказать».)

- Правильно. Это яркие особенности построения стихотворения сразу бросаются в глаза.

- Прочитаем первую строчку. Первое слово здесь – «я». Кого поэт имеет в виду?

(- Мне кажется, это сам поэт о себе написал. Он пришел к какому-то очень близкому человеку и обращается: «Я пришел к тебе с приветом».)

- Последнее слово в строке – «с приветом». Объясните его смысл.

(- «Привет» - это как здравствуй, когда мы здороваемся.)

- А «здравствовать» - это значит «быть здоровым», потому и «привет» здесь означает: «Желаю тебе здоровья, добра, удачи!». Надо читать это стихотворение взволнованно и радостно, - герою очень хочется рассказать о чем-то важном, радостном. Это очень искренняя речь. Герой возбужден и потому не называет того, к кому обращается. Так можно обращаться только к очень близкому человеку, любимому человеку, который тебя поймет.

Давайте рассмотрим отмеченную вами особенность стихотворения – многократный повтор слова «рассказать».

Исследователи поэтической речи обратили внимание на то, что при повторе слов возрастает его эмоциональная нагрузка, оно сильнее воздействует на слушателей. При повторном чтении голосом выделяем повторяемое слово. Еще сильнее воздействует повторяющее слово, когда встречается в одном и том же месте стихотворения. Это придает стихотворению законченность, стройность, красоту.

- К какой части речи относится слово «рассказать»?

(- Это глагол в начальной форме – инфинитив. Не имеет ни числа, ни лица, ни времени, а только называет действие.)

- Повторяет ли поэт еще какие-нибудь слова?

(- Да. Слово «что» - восемь раз. Это союз. Союз обычно связывает или слова, или простые предложения.)

- Здесь союз «что» присоединяет придаточные предложения к главному. Главное же предложение напоминает о себе в начале каждого четверостишия повторением слова «рассказать», и к нему добавляются придаточные при помощи союза «что».

- Прочитаем первую строфу. Подготовьте ответ на вопрос: о чем взволнованно хочется рассказать автору в первую очередь?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

(в первую очередь – О СОЛНЦЕ)

- Да, восход солнца – это самое первое, самое важное, что привлекает внимание поэта, волнует его, заставляет делиться своей радостью с близким человеком. Причем в третьей строке «солнце» названо дважды. А как во второй раз звучит?

(- Вместо существительного «солнце» употребляется местоимение «оно».)

- И помогает нам сильнее ощутить присутствие солнца словосочетание «горячим светом». Поясните.

(- Словосочетание «горячий свет» передает и ощущение тепла, и зрительное впечатление. С восходом солнца воздух нагревается, и при свете солнца видны яркие краски природы.)

- Теперь прочитайте четвертую строку: в ней встречается глагол «затрепетало». А. А. Фет любил употреблять в своих стихах этот глагол. Объясните, как вы понимаете его смысл?

(- «Затрепетало» - т. е. начало трепетать, дрожать. Каждый листик колышется, движется, поворачивается разными своим сторонами к солнышку. Когда смотришь на деревья, которые начинают освещать солнце, они как бы оживают, трепещут.)

- прочитайте про себя вторую строфу. О чем она рассказывает? Как пробуждается лес утром?

(Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

- Какие слова рисуют эту картину?

(- «Лес проснулся.»; «Весь проснулся, веткой каждой…»)

- Мы помним, что каждое повторение слова в стихотворении сильнее передает чувства. Здесь применен тот же прием, что и в первой строфе, - повтор с заменой существительного местоимением «весь», значение которого – полностью, целиком, без остатка. Чувство радости, приподнятого настроения от утреннего пробуждения природы возрастает. В следующей строке «веткой каждой, каждой птицей» - опять тот же прием повтора!

- Давайте прочитаем строфу вслух еще раз, выделяя голосом повторяющиеся звуки.

(Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

(Звуки С, З повторяются одиннадцать раз; звуки Ж, ЖД – четыре раза.)

- Мы слышим много свистящих и шипящих звуков. Кто в мире природы может издавать такие звуки?

( - Птицы и насекомые: жуки, пчелы, шмели. Они начинают свою жизнь ранним утром)

- Конечно, в этой строфе передается вся жизнь утреннего леса, в ней радостно участвуют все – от мала до велика!

- В конце третьей строки – глагол «встрепенулся». Как вы понимаете его значение?

(- «Встрепенулся» - значит ожил, пришел в движение. «Каждой птицей встрепенулся» означает, что все птицы начали звонко щебетать.)

- Давайте сравним два слога из первой и второй строфы: «И весенней полон жажды». Что такое «весенняя жажда»?

(- Природа пробуждается весной, и ей хочется влаги, чтобы напоить каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце.)

- Верно. Но так можно сказать о природе. Подумайте, о ком еще?

(- Наверное, о человеке – он может испытывать жажду, т. е. сильно хотеть, желать чего-либо.)

- Конечно, это и человек. Весной его охватывает жажда новых добрых, радостных чувств, любовь к близким, к природе, и он хочет поделиться этой радостью с другими. Какое место занимает эта строка в стихотворении?

(- Она находится в середине стихотворения, поэтому как будто делит его на две части.)

- Это очень верное наблюдение. О чем говорится в первой и второй строфах?

(- В них говорится о пробуждающейся природе.)

- Правильно. А в третьей и четвертой строфах?

(- В этих строфах говорится о человеке.)

- А есть ли слова в стихотворении, которые объединяют обе половинки в одно целое?

(- Это слово «я». Это местоимение, и оно начинает первую часть стихотворения, а потом встречается во второй части – «я», «меня».)

- Природа и человек у Фета неразрывно связаны между собой! Прочитаем третью строфу. Все ли слова в ней вам понятны?

- Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

- Обратим внимание на слово «страсть». Оно называет не просто чувство, а очень сильное чувство. Значит, сильное чувство любви и счастья переполняет героя стихотворения. А можем ли мы догадаться о времени по словам «вчера», «снова»?

(- «Вчера» - это то, что прошло, было; пришел… снова – сейчас, настоящее время.)

- Конечно. Поэт как подсказывает нам: и завтра будет обязательно радостным! Ведь все чувства бьют через край, переполняют поэта, и его героя, и нас, читателей!

- Что значат, по-вашему, слова «…душа все так же счастью и тебе служить готова»?

(- «Служить» - это приносить пользу, быть полезным; «служить тебе» - быть полезным близкому человеку.)

- Поэт не только любуется, наслаждается весенним утром, пробуждающимся лесом – он словно дарит эту красоту нам всем, каждому из нас. Ведь забыть эти строки мы с вами уже никогда не сможем: Фет подарил их нам на всю жизнь!

- Прочитаем четвертую строфу. Постарайтесь найти в ней строчки, созвучные первой, второй и третьей строфам.

(- Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.)

- В четвертой строфе первые две строчки перекликаются с первой, второй и третьей строфами – «отовсюду …. На меня весельем веет». Докажите это.

(- Радость, счастье, красота для поэта – во всем: в каждом листике леса, в солнце, в птицах, в жуках. И еще в близком человеке, в друге.)

- Да, поэтому «весельем веет» - «отовсюду» - оно словно пронизывает весь мир вокруг и царит в душе героя. И с этими строками связаны третья и четвертая строки: «Что не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет». Как вы понимаете эту строку?

(- «Песня» - это стихи. Поэта переполняют чувства, и ему хочется писать стихи.)

- Конечно. Счастье, радость, веселье, которые поэт ощущает повсюду, переполняют его душу. Он осознает, что «стихи зреют», поэтому торопится сообщить о своих чувствах всем: и близкому человеку, и, наверное, каждому из нас.

- Обратите внимание на последнее слово в стихотворении – глагол «зреет». Сравните: «пшеница зреет, рожь созревает». Значит, и стихи для поэта – это что-то жизненно важное, необходимое! Именно поэтому «песня зреет»! Интересно, что эта строфа имеет свою историю. Первый редактор фетовских стихотворений, писатель И. С. Тургенев исключил ее из текста, и получилось стихотворение из трех строф. Но позднее А. А. Фет настоял на том, чтобы стихотворение напечатали в первоначальном виде, т. е. все четыре строфы. Как вы думаете, почему?

(- Поэту важно рассказать о той песне, которая рождалась в его душе. А без этого стихотворение получилось бы неполным.)

- Правильно. Фет придавал большое значение последней строфе. Он считал, что именно с ней стихотворение обретает законченность, цельность, полнее выражает тончайшие движения души.

- Прочитаем полностью стихотворение. Скажите, о чем оно, по-вашему?

(- Я думаю, в этом стихотворении молодой поэт объявил миру, о чем будет его песня, т. е. его стихи, - о красоте, о природе, о любви.)

- Действительно, А. А. Фет до конца жизни писал о гармонии счастья и красоты, о слиянии человека с природой. Он не изменил своей поэтической программе, намеченной в юношеском стихотворении «Я пришел к тебе с приветом». Именно по этому стихотворению, считают критики, можно судить о рождении большого поэта со своей особой творческой манерой.

4. Домашнее задание.

- Предлагаю вам в качестве домашнего задания на выбор три темы сочинений:

1. Какое настроение выразил А. А. Фет стихотворением «Я пришел к тебе с приветом»?

2. За строкой Фета «Лес проснулся» я вижу…

3. Какая, по-твоему, «песня зреет» в душе поэта?

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 7 классе «А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 12:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературы в 7 классе «А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД