Наталья Черникова
Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты»
▼ Скачать + Заказать документы
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ
«Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»»
(ШКОЛА 21 ВЕКА)
УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В.
Тип урока : урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
На изучение этой темы по программе отводится один урок.
Цель моего урока : знакомство первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.
Публикация «Урок литературного слушания в 1 классе, Рассказ Л, Пантелеева „Буква „Ты“» размещена в разделах
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию поиска ответов на учебные задачи, которые были поставлены в начале урока.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Организация работы: в начале урока после организационного момента проводилась актуализация знаний, которая понадобилась не только для закрепления материала, но и для изучения новой темы. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив изучения нового материала. Дети сами сформулировали учебные задачи, которые решались на протяжении урока.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников. Учебная информация была привлекательна для детей, чему также способствовало использование ИКТ: интерактивная доска, компьютер. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке мной учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.
Считаю, что урок эффективен и достиг поставленных целей.
Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»
Цель: знакомство первоклассников с юмористическим рассказом, способствование включению каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие умения определять тему чтения и жанр произведения; воспитание уважительного отношения к взрослым и детям.
Планируемые результаты (УУД) :
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа, различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся воспринимать на слух рассказ, сравнивать произведения, одинаковые по теме, но разных авторов, правильно называть знакомые художественные произведения по моделям обложек, выражать своё отношение к героям произведения, работать с готовой моделью, правильно называть произведение, выделять фамилию автора и заголовок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Вспомним жанры произведения и как мы их моделируем (слайд 1,2)
Сказка (круг)
Стихотворение (треугольник)
Рассказ (прямоугольник)
Темы произведений: о Родине (красным, о природе (зеленым, о детях (желтым, о животных (коричневым).
-Ребята, посмотрите на портреты писателей, вспомните их фамилию, а также какое произведение они написали (слайд 3,4,5,6,7)
Учащиеся называют А. Барто «В школу», В Железникова «История с азбукой».
В определении Л. Пантелеева затрудняются с ответом.
- А это портрет Леонида Пантелеева. Может кто-то знает этого писателя, его произведения? Хотите узнать?
- Какую учебную задачу мы должны выполнить сегодня на уроке? Закончи предложения (познакомиться, прослушать, определить, разработать)-слайд 8 (Познакомиться с писателем Пантелеевым. Прослушать его рассказ. Определить тему и жанр. Разработать модель обложки).
III. Работа по теме урока.
3.1 Знакомство с биографией писателя (слайд 9,10)
Леонид Пантелеев псевдоним, настоящее имя Алексей Иванович Еремеев. Родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье военного. В Гражданскую войну Пантелеев потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД, где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Широкую известность получила написанная совместно с Г. Белых книга «Республика Шкид» (1927).
-Что общего рассказать о произведениях А. Барто и В. Железникова (оба произведения о детях)
Рассказы писателя Пантелеева тоже о детях и для детей это всем известные «Честное слово», «Новенькая», «Большая стирка» и другие. Л. Пантелеев обсуждает с детьми серьезные, «взрослые» проблемы честности и справедливости, смелости и трусости так по-доброму и ненавязчиво, что оставляет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор. Книги Леонида Пантелеева можно взять в школьной библиотеке (слайд 9).
- Сегодня мы познакомимся с рассказом «Буква ты». Как вы думаете, о чем будет этот рассказ (предположения детей) (слайд 11)
3.2 Слушание рассказа Л. Пантелеева «Буква „ты”» (аудиокнига или читает учитель)
3.3 Беседа после чтения
- Оправдались ли наши предположения?
Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?
- Можем ли мы называть рассказ «Буква ты» юмористическим? Почему? (Да, по тому что события в рассказе вызвали у нас веселое настроение).
Назовите героев рассказа.
-Сколько лет было Иринушке?
-Что делала девочка? (Иринушке четыре года и пять месяцев. Она маленькая девочка, а взялась за такое трудное дело – чтение.
Чего она никак не могла понять? (Чем буква «я» отличается от человека, который говорит о себе: «Я».)
А чего никак не мог понять ее учитель-взрослый? (Как ей объяснить, что он сам и буква «я» – не одно и то же.) Как ему это удалось?
-Какую ошибку при чтении совершала девочка? (Тыкову дали тыблоко) (слайд 12-13)
Физ. минутка (согласно СанПину).
3.4 Работа с иллюстрациями в учебнике.
Какой момент изображен на первой иллюстрации? (Учитель-взрослый показывает Иринушке букву я, а она удивляется: «Ты?») Теперь рассмотрите следующую иллюстрацию. Какой момент на ней изображен? (Учитель-взрослый очень сильно рассержен и расстроен. Иринушка плачет. Она неправильно прочитала: «Тыкову дали тыблоко», но не понимает, в чем ее ошибка.) Художник нарисовал на одной картинке сразу два момента. Первый – когда герои довели друг друга до полного расстройства. И второй – когда веселая Иринушка неверно прочла предложение про Якова, которому дали яблоко.
3.5. Моделирование обложки (слайд14)
Кто написал рассказ? Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой.
Слово об авторе (информация для учителя).
О ком я вам читала? Заголовок – «Буква „ты”». Заменим заголовок синей рамочкой. Назовите заголовок.
Это рассказ, сказка или стихотворение? Нарисуем прямоугольник вместо слова «рассказ». Закрасим прямоугольник желтым цветом, так как этот рассказ – о девочке, то есть о детях.
3. 6 Работа по учебнику (Дифференцированная работа.)
-Чтение
- Чтение стр 31 «Прочитай»
3.7 Выполнение заданий в тетради стр 12-13 (самостоятельно)
IV. Итог урока.
-Назовите автора, заголовок, жанр и тему произведения
Что в рассказе заинтересовало вас больше всего?
Как герои вышли из создавшейся ситуации?
Как вы думаете, чтение – это трудное дело? Объясните свой ответ. (Трудно запоминать буквы – они постоянно перепутываются. Когда читаешь, надо очень-очень стараться, чтобы все было понятно.)
-Давайте вернемся к учебной задаче, которую мы ставили в начале урока (слайд 15). Все ли мы выполнили?
- Вспомните какой-нибудь веселый случай из вашей школьной жизни?