Получи документы

Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных»

ольга бердецкая
Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Сказки о животных.

Цель урока : создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов сказок «Лисичка-сестричка и волк» и «Кот и лиса»

Задачи:

Восстановить события обеих сказок : первой по иллюстрации;

второй - по памяти.

Отметить, что сближает сказки;

Выявить традиционный характер лисы и волка;

Раскрыть одну из особенностей этого типа сказок : животные говорят и действуют как люди.

Публикация «Урок литературного чтения в 1 классе „Сказки о животных“» размещена в разделах

Ход урока:

I.Создание ситуации успеха (мотивация)

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит … (Сказка)

- Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?

II.Возникновение ситуации интеллектуального конфликта (разрыва)

- А знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка- вымышленная история, жанр устного народного творчества)

- Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой).

СКАЗКА

Женский род

1.

Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

"Русские народные сказки"

2.

Выдумка, неправда, ложь разг.

- Вспомните, какие бывают сказки? (Авторские и народные).

- Я предлагаю вам прочитать отрывки из двух сказок.

- Что общего в этих сказках? (Герои-животные)

III.Фиксация места разрыва

- Как называется этот вид русских народных сказок? (Сказки о животных)

- Назовите все признаки русских народных сказок о животных.

IV.Постановка учебной задачи

- Какую цель поставим на уроке? (Выяснить особенности русской народной сказки о животных).

- Тема урока? («Сказки о животных»).

V.Решение поставленной задачи

- Для того, чтобы выйти из затруднения нам нужен план.

- Восстановите его.

ПЛАН:

1. Получить информацию

2. Проанализировать её.

3. Сделать вывод.

VI.Конструирование способа работы

1. Знакомство со сказкой.

- Прочитайте начало сказки.

- Как она называется?

- Правильно, сказка называется «Лисичка-сестричка и волк».

- Я предлагаю вам выполнить следующую работу в парах.

а) Восстановите события сказки по иллюстрациям в учебнике на с. 84.

- Что для этого надо сделать? (Поставить иллюстрации по порядку событий в сказке.) Для того, чтобы вам легче было устанавливать порядок, я приготовила вам эти картинки и надписи в конвертах.

б) –Используя надписи к иллюстрациям, расскажите сказку,.

- Какими словами начинается сказка?

- Это первая особенность русских народных сказок- её построение ЗАЧИН,

- Вспомните, что такое кульминация? (Самый важный, решающий момент)

Вы можете определить кульминацию в сказке? («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать")

- Развязка? (Окончание событий) ("…Так, сестрица, так!").

На доске КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА или КОНЦОВКА,

- Что вы можете сказать о сюжете этой сказки.

Сюжет- ряд событий, происходящих в произведении. (Сюжет простой, незамысловатый).

- Это вторая особенность русских народных сказок- простой сюжет.

в) Б е с е д а п о с к а з к е.

- Кто же главный герой этой сказки? (Лисичка-сестричка)

- Выясним, какой характер был у нашей героини.

Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке:

хитрый ловкий

простодушный глупый

проворный простак

бесхитростный коварный

изворотливый невезучий

лукавый бестолковый?

- Подчеркните оранжевым карандашом качества лисы, чёрным- качества волка.

– Нравится ли тебе лиса? А волк?

– Какой изображает народ лису в своих сказках? (Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая). - Хитрая плутовка, обманщица:

– Попробуйте подсчитать, сколько хитростей придумала лиса? (3)

- А волка, народ каким изображает? (В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость).

- Это третья особенность русских народных сказок. Постоянство характеров.

- В каких еще сказках лиса всех обхитрила? (Обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса").

– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису?

– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости?

2. Работа над сказкой «Кот и лиса».

- А сейчас я предлагаю вам познакомиться ещё с одной сказкой.

- Откройте страницу№86, рассмотрите рисунок, прочитайте название и скажите, о ком мы будем читать в этой сказке?

а) Прослушивание аудиосказки до 03.37 (1)

Беседа по содержанию прослушанного фрагмента.

– Почему домашний кот оказался в лесу? (Кот надоел хозяину, так как был очень шкодливый. Мужик отнес его в лес и бросил.)

– Кого встретил кот в лесу? (Лису.)

– Почему лиса захотела подружиться с котом? (Она никогда не видела кота и очень удивилась такому зверю.)

– Что лиса рассказала о коте волку и медведю?

б) Чтение детьми продолжения сказки «Кот и лиса» в учебнике на с. 80–81.

в) Анализ прочитанного.

– Какова развязка событий в сказке? (Все звери стали кота бояться. А кот с лисой стали жить да поживать.)

– Почему испугались волк и медведь?

– Нравится вам кот? Почему?

– Каким вы его представляете?

Словесное рисование.

– Знаете ли вы еще сказки о коте? («Кот, петух и лиса», «Репка», «Медведь, собака и кот», «Как мужик гречиху покорил».)

– В каких сказках кот становится вровень с лисой по уму? («Кот, петух и лиса».)

– Почему к животным в сказках обращаются, как к людям: кум, кума, сестричка, братец?

Почему называют по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения.)

- Это четвёртая особенность русской народной сказки. Животные говорят и действуют, как люди.

– Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными.

Работа в группах

- Прочитайте и запишите, с какими животными сравнивают :

хитрый как… голодный как…

грязный как … неуклюжий как…

упрямый как… трусливый как…

VII.Подведение итогов урока (рефлексия)

- Над какой темой сегодня работали? (Сказки о животных)

- Какую цель ставили? (Выяснить особенности русской народной сказки о животных).

СКАЗКА

русская народная авторская

особенности построения

зачин кульминация концовка

простой сюжет

небольшой объём

постоянные герои

постоянные характеры

постоянная внешность и речь

повторы

сказительная интонация

- Удалось достичь цели?

Рефлексия:

- Встаньте дети, которые положили к себе в «копилочку» новое знание о сказке.

Домашнее задание:

с. 88, распутать прозвища животных.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сценарий литературного вечера «Пушкинские чтения» Сценарий литературного вечера «Пушкинские чтения А. С. Пушкина» Цель: формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина; создать условия для взаимодействия.

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных»Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных» Данный урок проводился в ГОУ ЛНР "Артемовская школа № 9" в 3 классе. Учащиеся были позитивно настроены на урок. Актуализация опорных знаний.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Российский флот» Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буквы Ф, ф. Российский флот. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование: презентация.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 17:53
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных»» (включая файлы) размещена пользователем ольга бердецкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД