ольга бердецкая
Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Сказки о животных.
Цель урока : создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов сказок «Лисичка-сестричка и волк» и «Кот и лиса»
Задачи:
Восстановить события обеих сказок : первой по иллюстрации;
второй - по памяти.
Отметить, что сближает сказки;
Выявить традиционный характер лисы и волка;
Раскрыть одну из особенностей этого типа сказок : животные говорят и действуют как люди.
Публикация «Урок литературного чтения в 1 классе „Сказки о животных“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока:
I.Создание ситуации успеха (мотивация)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … (Сказка)
- Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?
II.Возникновение ситуации интеллектуального конфликта (разрыва)
- А знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка- вымышленная история, жанр устного народного творчества)
- Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой).
СКАЗКА
Женский род
1.
Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
"Русские народные сказки"
2.
Выдумка, неправда, ложь разг.
- Вспомните, какие бывают сказки? (Авторские и народные).
- Я предлагаю вам прочитать отрывки из двух сказок.
- Что общего в этих сказках? (Герои-животные)
III.Фиксация места разрыва
- Как называется этот вид русских народных сказок? (Сказки о животных)
- Назовите все признаки русских народных сказок о животных.
IV.Постановка учебной задачи
- Какую цель поставим на уроке? (Выяснить особенности русской народной сказки о животных).
- Тема урока? («Сказки о животных»).
V.Решение поставленной задачи
- Для того, чтобы выйти из затруднения нам нужен план.
- Восстановите его.
ПЛАН:
1. Получить информацию
2. Проанализировать её.
3. Сделать вывод.
VI.Конструирование способа работы
1. Знакомство со сказкой.
- Прочитайте начало сказки.
- Как она называется?
- Правильно, сказка называется «Лисичка-сестричка и волк».
- Я предлагаю вам выполнить следующую работу в парах.
а) Восстановите события сказки по иллюстрациям в учебнике на с. 84.
- Что для этого надо сделать? (Поставить иллюстрации по порядку событий в сказке.) Для того, чтобы вам легче было устанавливать порядок, я приготовила вам эти картинки и надписи в конвертах.
б) –Используя надписи к иллюстрациям, расскажите сказку,.
- Какими словами начинается сказка?
- Это первая особенность русских народных сказок- её построение ЗАЧИН,
- Вспомните, что такое кульминация? (Самый важный, решающий момент)
Вы можете определить кульминацию в сказке? («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать")
- Развязка? (Окончание событий) ("…Так, сестрица, так!").
На доске КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА или КОНЦОВКА,
- Что вы можете сказать о сюжете этой сказки.
Сюжет- ряд событий, происходящих в произведении. (Сюжет простой, незамысловатый).
- Это вторая особенность русских народных сказок- простой сюжет.
в) Б е с е д а п о с к а з к е.
- Кто же главный герой этой сказки? (Лисичка-сестричка)
- Выясним, какой характер был у нашей героини.
– Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке:
хитрый ловкий
простодушный глупый
проворный простак
бесхитростный коварный
изворотливый невезучий
лукавый бестолковый?
- Подчеркните оранжевым карандашом качества лисы, чёрным- качества волка.
– Нравится ли тебе лиса? А волк?
– Какой изображает народ лису в своих сказках? (Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая). - Хитрая плутовка, обманщица:
– Попробуйте подсчитать, сколько хитростей придумала лиса? (3)
- А волка, народ каким изображает? (В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость).
- Это третья особенность русских народных сказок. Постоянство характеров.
- В каких еще сказках лиса всех обхитрила? (Обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса").
– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису?
– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости?
2. Работа над сказкой «Кот и лиса».
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться ещё с одной сказкой.
- Откройте страницу№86, рассмотрите рисунок, прочитайте название и скажите, о ком мы будем читать в этой сказке?
а) Прослушивание аудиосказки до 03.37 (1)
Беседа по содержанию прослушанного фрагмента.
– Почему домашний кот оказался в лесу? (Кот надоел хозяину, так как был очень шкодливый. Мужик отнес его в лес и бросил.)
– Кого встретил кот в лесу? (Лису.)
– Почему лиса захотела подружиться с котом? (Она никогда не видела кота и очень удивилась такому зверю.)
– Что лиса рассказала о коте волку и медведю?
б) Чтение детьми продолжения сказки «Кот и лиса» в учебнике на с. 80–81.
в) Анализ прочитанного.
– Какова развязка событий в сказке? (Все звери стали кота бояться. А кот с лисой стали жить да поживать.)
– Почему испугались волк и медведь?
– Нравится вам кот? Почему?
– Каким вы его представляете?
Словесное рисование.
– Знаете ли вы еще сказки о коте? («Кот, петух и лиса», «Репка», «Медведь, собака и кот», «Как мужик гречиху покорил».)
– В каких сказках кот становится вровень с лисой по уму? («Кот, петух и лиса».)
– Почему к животным в сказках обращаются, как к людям: кум, кума, сестричка, братец?
– Почему называют по имени-отчеству: Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения.)
- Это четвёртая особенность русской народной сказки. Животные говорят и действуют, как люди.
– Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными.
Работа в группах
- Прочитайте и запишите, с какими животными сравнивают :
хитрый как… голодный как…
грязный как … неуклюжий как…
упрямый как… трусливый как…
VII.Подведение итогов урока (рефлексия)
- Над какой темой сегодня работали? (Сказки о животных)
- Какую цель ставили? (Выяснить особенности русской народной сказки о животных).
СКАЗКА
русская народная авторская
особенности построения
зачин кульминация концовка
простой сюжет
небольшой объём
постоянные герои
постоянные характеры
постоянная внешность и речь
повторы
сказительная интонация
- Удалось достичь цели?
Рефлексия:
- Встаньте дети, которые положили к себе в «копилочку» новое знание о сказке.
Домашнее задание:
с. 88, распутать прозвища животных.